Анализ трагикомедии Корнеля “Сид” (конфликт, герои, образы)

Литература Европы нового времени исчисляется уже не по эпохам. Периодизация по столетиям, учитываются и национальные признаки. Литература нового времени развивается несколько иначе, в ней появляются определенные общности произведений. Проблем, жанров, существует довольно долго, как правило от полувека и больше, они называются литературными метолами(понятие, связанное с развитием литературы).

Самый ранний метод – классицизм (от лат. образцовый). Просуществовал в Европе долго, но сложился не одновременно. Во Франции возник в середине

17 века, в 1640-х гг., а в 18 веке некоторые признаки классицизма сохранились, но меняется смысловая концепция и классицизм во Франции сменяется просвещением.

А в это время (середина 18 века) после Петровской империи появляется русский классицизм, в 1740-х гг. в Германии, где не было идеи монархии, а была идея национального объединения, она и стала социальной доминантой в развитии классицизма.

Классицизму свойственна классификация по принципу бинарной оппозиции: высокое и низкое. Жесткий рационализм приводит к тому, что эти две составляющие существуют отдельно друг от друга (взаимодействие не предполагалось).

Назначение

литература классицисты видели прежде всего в том, чтобы создать у читателя непротиворечивое ощущение действительности, такая цель вела к созидательности, дидактизму. Высокое ассоциировалось с представлениями о полноте королевской власти, которую не разделяли люди, жившие во Франции 17 века, с идеями государства. Сами владыки не стремились разделить себя и государство.

Людовик 14 (2 половина 17 в.) присвоил себе титул “короля солнца”, “Государство – это я”, эта теория привела в тупик и при его внуке Людовике 5 случилась французская революция.

Такое представление о высоком привело к созданию высоких жанров, в которых утверждалась идея абсолютной власти – эпопея в повествовательном или эпическом роде, трагедия в драматургии, ода в лирике (прославление короля, его могущества). Жизнь обычного человека (дворяне, буржуа) могла попасть только в сферу низких жанров: ироикомическая поэма в эпосе, комедия в драматургии, сатира в лирике.

В 17 веке во Франции расцвет басни – нравоучительный жанр, обличающий пороки. Самым ярким представителем является Жан Лафонтен (его сюжеты заимствовал, но сильно переделывал Крылов).

Конфликт в “Сиде” очень характерен драматургии классицизма: конфликт между общезначимыми ценностями и личностными. Здесь они представлены как разные ценности. Герои пьесы многократно становятся перед выбором, каждое их конкретное действие и мотивация различны.

Исходящая ситуация связана с тем, что испанский король должен выбрать наставника для своего наследника, а старший принц носил официальный титул “инфант”. В воспитанник годился только человек, известный своей мудростью, с жизненным опытом и значимым родом. Эта олдность очень почетна и на нее претендуют многие. Среди них отцы героев, будущего Сида, Родриго Диас и граф Гомес (отец доньи Химены).

Граф Гомес относительно молод, а Р. Диас уже стар, и по сравнению с Гомесом немощен. Но именно Р. Диаса назначают наставником инфанта. Между молодым людьми (Химной и Сидом) возникает любовь, до тех пор пока король не делает своего выбора.

Граф Гомес глубоко оскорблен, между двумя вельможами происходит ссора и обезумевший от неудачи Гомес дает пощечину своему сопернику. Единственный ответ – дуэль, дуэль – подвести себя под смерть, либо он подведет монарха, и граф Диас оказывается в безвыходном положении. В 17 веке существует представление о том, что оскорбление может передаваться одному из родственников и старый Диас призывает сына, и Сид должен защитить честь отца и семьи и выйти на поединок с будущим тестем.

Но чувства идут вразрез, и молодой человек понимает, что Химена для него потеряна в случае дуэли. Но если он не выйдет, он будет обесчестен, и Химена все равно будет потеряна для него.

Французская драма написана александрийским стихом, во французском языке стихи приняты с одинаковым количеством слогов, александрийский стих соответствует 6-стопному ямбу с парной рифмовкой. Сид принимает решение биться в дуэли. В поединке с графом Гомесом Сид одерживает победу, а Химена теряет отца.

2 акт: Химена отправляется к королю, принося жалобу на Сида, и она требует, чтобы король покарал – казнил Сида. Но она все равно продолжает любить молодого человека. Но одновременно с ней приходит и отец Сида.

И одно и то же событие освещается с двух сторон. Король должен сделать выбор, и он теряется. Он поступил как мудрец: берет виновника под стражу и заточает в подвал.

Эпизод с маврами резко поворачивает сюжет. Во всем гарнизоне нет постоянных войск и единственный шанс спасения – талант полководца Сида, и его выпускают на одну ночь. Мавры отбиты.

Следующее действие происходит в Кортесах (решение государственного дела), Сид дает отчет о том, что произошло ночью, в форме монолога (4 мин.) Сид рассказывает о том, что его небольшой отряд успевает придти на берег реки до того, как показываются суда мавров. Он оставляет резерв, упрятав под лодку, а основная часть выходит навстречу маврам. Мавры застигнуты врасплох, многие убиты прямо на кораблях.

Враг разбит, и Сид оказывается спасителем короля и державы. Отныне он герой, что сильно меняет ситуацию.

Химена находит защитника для дуэли с Сидом – земного юношу, который благоволит перед Сидом и тайно безнадежно влюблен в Химену. Биться на дуэли – смерть для юноши, отказаться от Химены он тоже не может. Сид выбивает меч у соперника, и дуэль заканчивается поражением. Король говорит, что поскольку Сид лишил Химену мужской поддержки, он должен принять на себя все эти обязанности.

Свадьба отложена на год. На этой ноте и заканчивается сюжет, что и связано с жанром трагикомедии.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ трагикомедии Корнеля “Сид” (конфликт, герои, образы)