Анализ стихотворния Беллы Ахмадуллиной “А напоследок я скажу…”

Белла Ахмадуллина – автор прекрасных стихов, многие из которых стали популярными романсами. Но она теряется в плеяде многих известных поэтов – песенников. А ведь эта женщина прекрасно воспела самое чудесное на земле чувство – любовь.

Мало кто из поэтов умел так, как она, перед лицом любви пренебречь всеми доводами рассудка, так отдаться нахлынувшему чувству и добиваться взаимной любви, несмотря ни на какие препятствия.
Любовь у Ахмадуллиной бывает разная: страстная, нежная, грустная, прощальная, но никогда – спокойная. Для

поэтессы чувство – это вихрь эмоций, неважно, каких, которые затрагивают все струны души. Потому ее стихи о любви так популярны у читателей, от них невозможно оторваться.

Всегда как бы сопереживаешь героине Ахмадуллиной в ее чувстве, находишь и в своей душе похожие эмоции.
Наиболее известным стихотворением, которое было положено на музыку и вошло в кинофильм, является “А напоследок я скажу…” Тема этого стихотворения – расставание с любимым человеком. Героиня прощается с ним, его любовь ей уже не нужна: “Прощай, любить не обязуйся”. Но это прощание не дается героине легко, в ней все бушует,

и она чувствует: “С ума схожу иль восхожу К высокой степени безумства”.
Это повторение разными словами одного явления, “сумасшествия”, подчеркивает, усиливает внимание на этих словах. Чувства у героини – вне ее контроля. Она не в состоянии управлять ими: так глубоко ее горе.
Героиня упрекает героя: “Как ты любил, ты пригубил”. То есть она говорит о том, что он не сумел глубоко вникнуть в ее чувство, понять всю глубину ее эмоций. Здесь идет скрытое сравнение героини с бокалом вина. Именно к слову “вино” уместно использования глагола “пригубил”, то есть слегка отпил, чуть касаясь губами.

Так же и в отношении лирической героине – герой просто воспользовался ее чувствами. Она упрекает его не в том, что он ее погубил, а в том, что он “погубил так неумело”. То есть лирический герой растоптал все ее чувства, не оставил ей никакой надежды.

Теперь же героине не на что опереться в жизни.
Вторая строфа начинается так: “А напоследок я скажу”. Складывается впечатление, что героиня просто никак не может проститься с любимым, пытается задержать его еще на одно краткое мгновение. В этой строфе она описывает свое, уже предобморочное, состояние: мозг перестает работать, “пали руки”: “И стайкою наискосок Уходят запахи и звуки”.

Возможно, героиня ждет, что бывший возлюбленный пожалеет ее, не оставит, а, возможно, она говорит о своем состоянии уже тогда, когда неважно, слушает тебя кто-либо или нет.
Итак, в этом стихотворении раскрывается любовная тема – расставание с любимым человеком. Оно представляет собой лирический монолог героини, обращенный к неверному любимому.
Хотя стихотворение небольшое по объему, но оно очень содержательно по смыслу, по выражению чувства. Этому способствуют и изобразительно-выразительные средства, выбранные Ахмадулиной. Здесь присутствует: “С ума схожу, иль восхожу / К высокой степени безумства”.

Есть перифразы, которые придают лиричность монологу: “Работу малую висок еще вершит”, “стайкою уходят запахи и звуки”. Есть также и сравнения: “стайкою” – сравниваются со стайкой рыбок, которые очень быстро меняют направление движения.
В этом стихотворении очень много синтаксических средств выразительности. Это и инверсия: “С ума схожу…”, “Как ты любил…”, “И стайкою наискосок” и т. д. Много обращений, которые выражаются личным местоимением “ты”, присутствует анафоры: “А напоследок я скажу”, “Как ты любил…”.
Очень много в стихотворении повторов. Это уже названные “А напоследок я скажу”, глаголы “любил”, “погибель”, “погубил”. Повторения акцентирует внимание на них.

Мы понимаем, что здесь они будут являться ключевыми словами, то есть самыми главными словами стихотворения, в которых и заключен основной смысл.
Кроме того, стихотворение насыщено глаголами действия, но это не придает ему большого динамизма, так как глаголы повторяются и описывают не физические действия, а проявление чувств.
Кстати, третья строфа стиховторения представляет собой повтор первой строфы. Поэтому можно сказать, что произведение обладает кольцевой композицией. Оно показывает: от чего героиня шла, к тому и пришла. Лирическая героиня простилась со своим возлюбленным, хотя это и больно, но, наверное, не отпустила его.

Это кружение по кругу показывает, что героиня так и не сможет расстаться с любимым человеком. Хотя вторая строфа завершается тем, что она уже как бы свыклась с этой мыслью, она нечувствительна к реальному миру, ее окружающему.
В конце мне хотелось бы привести слова самой Ахмадуллиной как доказательство того, что главнее всего в жизни она считает любовь: “Любовь моя – вот мой туманный довод. Я воспою ее. А вы судите”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворния Беллы Ахмадуллиной “А напоследок я скажу…”