Анализ стихотворения Жуковского “Таинственный посетитель”
Романтик и мечтатель, Василий Жуковский неоднократно пытался найти взаимосвязь между чувствами и поступками людей. В итоге поэт пришел к вводу, что каждым из нас управляют некие высшие силы, которые и вкладывают в наши умы определенные мысли. Свою концепцию управления людьми через нечто божественное и неосязаемое Василий Жуковский изложил в элегии “Таинственный посетитель”, созданной в 1824 году.
Роль субстанции, которая влияет на поведение каждого человека, поэт отвел невидимым призракам, присутствие которых все мы, тем не менее,
Обращаясь к нежданному гостю, поэт пытается выяснить, кто же он и “откуда прилетел”. Однако гораздо больше Жуковского волнует то, чем именно он обязан его присутствию, и что готовит ему встреча с этим таинственным посетителем. Он может обрести форму надежды, которая несет с собой “радость милую на час”, но очень скоро растворяется в пространстве, оставляя на губах легких привкус
Нежданный гость может обрести форму любви, которая менее скоротечна, но приносит гораздо больше душевных страданий. Когда она проходит, то выясняется, что “жизнь пуста, и счастье – сон”.
Перечисляя все возможные варианты обличия таинственного незнакомца, Жуковский утверждает, что он может принимать форму мыслей, которые настолько глубоки и благородны, что требуют длительного осмысления. Самому же автору намного ближе и понятнее, когда таинственный незнакомец является в виде музы, именуемой поэзией. В такие моменты жизнь становится удивительно легка и хороша, так как с этой особой “все близкое прекрасно; все знакомо, что вдали”.
Однако настоящим подарком судьбы Жуковский считает такую ипостась таинственного гостя, как прозрение, когда все тайное становится явным и очевидным. В такие моменты жизни поэт убежден, что его тайный посетитель является ангелом, решившим облегчить судьбу простого земного человека. Он приходит именно в те моменты, когда нам действительно нужна помощь свыше, “поднимает покрывало и в далекое манит”, указывая, тем самым выход из самой сложной и тупиковой ситуации, в которую каждый человек рано или поздно попадает, лишенный поддержки и сочувствия окружающих.
- Анализ стихотворения “Вечер” Жуковского “Вечер” (1803). Элегия принадлежит к произведениям романтизма. Г. А. Гуковский пишет о том, что элегия напоминает “музыкальный словесный поток, качающийся на волнах звуков и эмоций”. Стихотворение имеет психологический подтекст: Уж вечер… облаков померкнули края, Последний луч зари на башнях умирает; Последняя в реке блестящая струя С потухшим небом угасает. В этих строках, с одной стороны, […]...
- Анализ стихотворения Жуковского “Песня (Когда я был любим…)” Василий Жуковский женился довольно поздно, будучи уже 58-летним зрелым мужчиной. Свой отказ создавать семью поэт часто аргументировал тем, что на это у него попросту нет времени. Все дело в том, что Жуковский состоял придворным литератором при царском дворе и даже некоторое время занимал должность наставника будущего императора. Поэтому согласно этикету ему было предписано всегда и […]...
- Анализ стихотворения Жуковского “Лалла Рук Во время своего заграничного путешествия поэт Василий Жуковский познакомился с творчеством английского поэта Томаса Мура. Особое впечатление на него произвела поэма “Лалла Рук”, которая в то время была весьма популярна среди немецкой аристократии и считалась одним из наиболее ярких образцов романтизма. Однако Жуковский вряд ли стал бы переводить это произведение на русский язык, если бы […]...
- Анализ стихотворения Жуковского “Цвет завета” Василий Жуковский являлся не только наставником великой княгини Марии Федоровны, которой впоследствии суждено было стать русской императрицей, но и имел титул придворного поэта. Именно по этой причине он вынужден был нередко писать стихи на заказ, посвящая их не только венценосным особам, но и всевозможным историческим событиям. В 1819 году поэт опубликовал произведение под названием “Цвет […]...
- Анализ стихотворения Жуковского “Цветок” Мария Андреевна Протасова – единственная любовь в жизни Жуковского и адресат большей части его любовной лирики. Знаменитый поэт познакомился с ней в 1805 году. Тогда девушке было всего двенадцать лет. Василий Андреевич выступал в роли учителя для нее и ее младшей сестренки Александры. Долгое время Жуковский скрывал свои чувства. Сама Мария Андреевна о любви преподавателя […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Ты всегда таинственный и новый В 1913 году Анна Ахматова познакомилась со своим вторым супругом, ученым Казимиром Шилейко, которого в прямом смысле слова отбила у законной жены. Сперва она поселилась в питерской квартире этой интеллигентной пары, а после вытеснила из нее соперницу. Именно в этот период поэтесса начинает работу над новым циклом произведений под названием “Черный сон”, и в 1917 […]...
- Анализ стихотворения Жуковского “Невыразимое” Василий Жуковский по праву считается одним из основоположников русского романтизма. Именно благодаря ему в русско2й литературе появилось это исконно европейское литературное направление, обладающее особым очарованием и простотой. В духе романтизма Жуковским создано множество произведений, одним из которых является элегия “Невыразимое”, написанная летом 1819 года. Ранее поэт уже неоднократно прибегал к жанру элегии, считая, что он […]...
- “Невыразимое” анализ стихотворения Жуковского В 1819 году, летом, Василий Жуковский жил в Павловске. В письме к Анне Зонтаг он писал, что “с трудом возвращается к своей поэзии”. Тем не менее именно в это время поэт за несколько дней создал в духе Романтизма прекрасную элегию под названием “Невыразимое”. Жанр Элегии выбран не случайно. Грустное философское повествование легко легло на бумагу. […]...
- Анализ стихотворения Жуковского “Верность до гроба” Василий Жуковский прославился не только своими одами, воспевающими представителей царской династии, но и балладами. Именно этот поэт стал одним из родоначальников русского романтизма, привнеся в литературу западные традиции, которые были адаптированы для восприятия русских читателей. Сам Жуковский считал себя последователем Карамзина, придерживающегося идей сентиментализма. Однако это не помещало любимцу вдовствующей императрицы Марии Федоровны создавать очень […]...
- Анализ стихотворения Жуковского “Приход весны” Короткое стихотворение “Приход весны” создано Жуковским в 1831 году. Его первая публикация состоялась гораздо позже – примерно через сорок лет. Миниатюру напечатал историко-литературный журнал “Русский архив”. Произведение представляет собой вольный перевод стихотворения “Lob des Fr? hlings”, принадлежащего перу немецкого поэта, видного представителя “швабской школы” романтизма Людвига Уланда. В России он наибольшей популярностью пользовался в девятнадцатом […]...
- Анализ стихотворения “Невыразимое” Жуковского “Невыразимое” (1819). Пафос элегии – утверждение романтических идеалов, исследование внутреннего мира человека. Поэт видит, что не все можно выразить словесно, “присутствие Создателя в созданье” невозможно объяснить: Но то, что слито с сей блестящей красотою – Сие столь смутное, волнующее нас, Сей внемлемый одной душою Обворожающего глас… Сие шепнувшее душе воспоминанье О милом, радостном и скорбном […]...
- Анализ стихотворения Жуковского “Весны приход” Стихотворения передает отношение поэта к родному краю. Русские поэты обращаются в своих лирических произведениях к теме природы, описывая различные времена года, прекрасные пейзажи России, создавая природные зарисовки. Не является исключением и В. А. Жуковский, поэт, который, создавая поэтические произведения, описывает и состояние лирического героя на лоне природы. В стихотворении поэта “Приход весны” передано особое воодушевление […]...
- Анализ стихотворения “Песня” Жуковского “Песня” (1811). Стихотворение написано после отказа Екатерины Афанасьевны Протасовой Жуковскому в браке со своей дочерью по причине близкого родства. Основная тональность произведения – меланхолическая. Лирический герой одинок, но своей возлюбленной он желает счастья и мечтает только о том, чтобы она сохранила дружеские чувства: Живи, вкушай невинной жизни сладость; В душе не изменись; достойна счастья будь. […]...
- Анализ стихотворения Жуковского “Воспоминание” Стихотворная миниатюра – жанр, к которому нередко обращались поэты пушкинской эпохи. Малый объем произведения диктует свои правила: смысловая емкость лексики, символизация образов и деталей, афористичность стиля и особая роль пунктуационного рисунка. Стихотворение Жуковского, появившееся в феврале 1827 г., являет собой пример миниатюры, в которой глубокое идейное содержание сконцентрировано в рамках узкого пространства одного четверостишия. Тема […]...
- Анализ стихотворения Жуковского “Ивиковы журавли” В 1813 г. поэт перевел с немецкого балладу Шиллера, в основу которой лег архаический сюжет о возмездии за убийство, наступающем при содействии персонажей из мира природы – растений, животных, птиц. Романтическая трактовка сюжета, созданная немецким классиком, была близка Жуковскому. Талантливый поэт Ивик, направлявшийся на Истмийские игры, призывает стаю журавлей быть “добрым знамением”, живым талисманом. В […]...
- Анализ стихотворения Жуковского “Там небеса и воды ясны!…” Стихотворение “Там небеса и воды ясны!..”, датированное осенью 1816 года, представляет собой вольный перевод романса “Combien j’ai douce souvenance…”, принадлежащего перу французского писателя-романтика Франсуа Рене де Шатобриана и входящего в его новеллу “Приключения последнего Абенсерага”. При жизни Жуковского произведение напечатано не было. Первая публикация относится к 1853 году, когда текст появился на страницах журнала “Москвитянин”. […]...
- Анализ стихотворения “Весны приход” Жуковского В. А Русские поэты обращаются в своих лирических произведениях к теме природы, описывая различные времена года, прекрасные ландшафты России, создавая природные зарисовки. Не является исключением и поэт конца XVIII – первой половины XIX века Василий Андреевич Жуковский, который, создавая поэтические произведения, описывает и состояние лирического героя на лоне природы. В стихотворении поэта “Приход весны” передано особое воодушевление […]...
- Как в произведениях В. А. Жуковского проявляются основные принципы романтической поэзии? (ЕГЭ по русскому) Полным правом называться основоположником русского романтизма обладает В. А. Жуковский, так как в качестве ключевого предмета поэзии он выбрал мир человеческой души. Стихотворением “Невыразимое” Жуковский дал определение своеобразия собственного творчества: предмет поэзии автора не подразумевал изображение явлений, с которыми мы сталкиваемся, – он выражал мимолетные неуловимые переживания. Именно это является смыслом поэзии Жуковского, которая передает […]...
- Анализ стихотворения Жуковского “Светлана” Появлению культовой русской баллады, опубликованной в 1813 г., предшествовала первая попытка – романтическое произведение “Людмила”, служившее вольным переложением знаковой “Леноры” Бюргера. Жуковский, известный и признанный поэт, стремился перенести жанровые особенности баллады на русскую почву. Сюжетная завязка “Людмилы и “Светланы” одинакова. Она восходит к архетипическому сюжету о женихе-мертвеце, который является невесте после долгой разлуки и приглашает […]...
- “Море” анализ стихотворения Жуковского Стихотворение “Море” Василий Жуковский написал в 1822 году. В это время его по праву стали называть в литературных кругах “певцом романтики и свободы”. Жуковский оттачивал свое мастерство, опираясь на произведения известных писателей романтизма: Байрона, Бернса, Блейка. В “Море” автор раскрыл все свои душевные порывы и предстал перед читателем как первоклассный мастер пейзажных зарисовок. Тема стихотворения […]...
- Анализ стихотворения Жуковского “Перчатка” К одноименной балладе Шиллера обращался не только Жуковский: в 20-30 гг. XIX вв. появилось несколько переводов стихотворного текста немецкого автора. Переложение Жуковского, увидевшее свет в 1831 г., считается наиболее близким к оригиналу по своему содержанию. В основу сюжета лег случай из жизни французского двора. Король Франциск и его пышная свита собрались, чтобы развлечься средневековой забавой […]...
- Анализ стихотворения А. С. Пушкина “К портрету Жуковского” А. С. Пушкин написал стихотворение “К портрету Жуковского” в мае 1818 года. Оно посвящено В. А. Жуковскому. Поводом для создания этого стихотворения послужило появление портрета Жуковского работы Кипренского (гравирован Вендрамини). Стихотворение неоднократно перепечатывалось при жизни Пушкина. Автор в этом стихотворении пишет не о портрете, а о самом Жуковском. По строкам ” Его стихов пленительная сладость”, […]...
- Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Жуковского “Песня” Своим учителем в поэзии Жуковский считал Карамзина, главу русского сентиментализма. Сущность романтизма Жуковского очень точно охарактеризована Белинским, сказавшим, что он стал “певцом сердечным утра”. По натуре своей Жуковский не был борцом, его “жалобы” никогда не перерастали в открытый протест. Он уходил от настоящего в прошлое, идеализировал его, думал о нем с грустью: О милый гость, […]...
- Анализ стихотворения В. А. Жуковского “Море” Стихотворение В. А. Жуковского “Море” выполнено в традициях излюбленного поэтами-романтиками жанра – элегии. Элегия в переводе с греческого – жалобная песня; возникла в Греции в седьмом веке до нашей эры. Расцвет элегии наступает в эпоху предромантизма и романтизма в творчестве К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина, Е. А. Баратынского, В. А. Жуковского. Элегии свойственны грустные, […]...
- Анализ Баллады “Светлана” Жуковского У современного читателя баллада “Светлана” оставляет обычно приятное впечатление легкой сказки. То, что двести лет назад воспринималось как интрига и внушало ужас, сейчас кажется колыбельной песней. К сожалению, нам трудно оценить то, что было явным и неоспоримым достоинством Жуковского в глазах его современников: легкость и свободу стиха. Нам это кажется естественным. Современникам же после произведений, […]...
- Анализ стихотворения Жуковского “Ночь” Пейзажная тема представляла особый интерес для поэтов-романтиков: не ограничиваясь исключительно художественными задачами, в изображении природной зарисовки они отражали внутреннее состояние героя. В произведении Жуковского 1823 г. панорама ночи вырастает в многогранный символический образ, обладающий целительным воздействием на человеческие души. В первой части стихотворения лирический герой занят картиной пейзажа. Подмечена смена цветовых акцентов: солнце садится в […]...
- Анализ стихотворения Пушкина “К портрету Жуковского” Произведение, появившееся в 1818 г., является поэтическим откликом на работу Кипренского, написанную за два года до пушкинского текста. Живописец изобразил молодого Жуковского в задумчивой позе, передающей романтически мечтательный характер литератора. Одухотворенному возвышенному настроению вторит фон: море, силуэты деревьев, фрагменты старинной крепости. Герой Пушкина моделирует будущее: наследию адресата предстоит долгая жизнь, которая сможет преодолеть “завистливую даль” […]...
- Анализ стихотворения Жуковского “Жаворонок” Произведение входит в небольшой цикл детских стихотворений, которые посвящены сыну и дочери поэта. Если в коротких поэтических текстах “Птички”, “Котика и козлика” явно прослеживаются фольклорные истоки, то природа идейно-образной структуры “Жаворонка”, созданного в 1851 г., выглядит более сложной. Тема стихотворения – зарождение весеннего дня. Интересно, что пейзажной зарисовке посвящено только первое двустишие: в нем выделяются […]...
- Анализ баллад Жуковского В. А. “Светлана” и “Людмила” Жуковский утвердил жанр баллады в русской поэзии. Он познакомил читателей с самыми выдающимися образцами этого жанра в европейской литературе: “Кубок”, “Рыцарь Тогенбург”, “Ивиковы журавли”, “Кассандра” Шиллера, “Лесной царь” Гете, “Замок Смальгольм” В. Скотта, “Суд божий над епископом” Саути, “Роланд оруженосец” Уланда и др. Одновременно он создал в “Людмиле”, “Светлане” национальную форму баллады. В ходе полемики […]...
- Анализ элегии Жуковского “Вечер” Жуковский сделал элегию одним из главных жанров русского романтизма. Элегия – лирический жанр, который пришел из античной поэзии (с греч. – жалоба или печальная песня). Его отличительной особенностью является передача разнообразных оттенков чувств и переживаний человека, прежде всего – грусти. Романтикам оказался душевно близок элегический герой – одинокий созерцатель природы, предающийся философским раздумьям на “вечные” […]...
- Анализ стихотворения Жуковского “Дружба” Тема искренних товарищеских отношений – предмет пристального анализа Жуковского как просветителя и воспитателя. Дружба провозглашается “живым небесным чувством”, которое важнее всех слов, в переводном эссе “О дружбе и друзьях”, опубликованном в 1810 г. Молодые люди, способные к честным товарищеским отношениям, становятся приверженцами гуманистических идеалов, поэтому развитие потребности и умения дружить является одной из важнейших педагогических […]...
- Анализ стихотворения Жуковского “Желание” Произведение 1811 г. развивает одну из излюбленных тем поэта – романтическую идею двоемирия, разделяющую художественное пространство на реальный и идеальный планы. “Очарованное Там”, которое в “Желании” именуется “волшебным краем чудес”, составляет основной предмет внимания лирического героя. Картина реального мира изображена скупо. В ней выделяются “дол туманный” и “мрак густой”. Особенности выбора лексики указывают на сумрачный, […]...
- Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Жуковского “Море” Произведения романтиков часто имеют не только один, прямой смысл. За реальными предметами и явлениями, которые в них описываются, скрывается еще что то невысказанное, недоговоренное. Рассмотрим с этой точки зрения элегию Жуковского “Море”. Поэт рисует море в спокойном состоянии, в бурю и после нее. Все три картины исполнены мастерски. В спокойной морской глади отражаются и чистая […]...
- Анализ стихотворения Жуковского “Я музу юную, бывало…” Тема предназначения поэтического дара неразрывно связана у Жуковского с философскими размышлениями о смысле жизни человека-творца. Идеальный мир, к которому стремится лирический герой, населен аллегорическими фигурами-помощниками: в стихотворении 1824 г. эти роли исполняют образы Музы и Вдохновения. Деление художественного пространства на две зоны – прекрасного прошлого и дисгармоничного настоящего – также является приемом, характерным для поэтики […]...
- Анализ стихотворения Жуковского “Листок” Стихотворение было написано в 1818 году. В это время поэт находился в Петербурге и состоял на службе у государя – императора в качестве учителя русского языка у великой княгини Александры Федоровны. Пережил замужество М. Протасовой в 1817 году. Для 24 – летнего Жуковского это расцвет творчества. Личная драма поэта и связанное с ней разочарование во […]...
- “Светлана”, анализ баллады Жуковского Василий Жуковский в начале творческого пути во многом подражал перу немецких и английских поэтов. У Бюргера Жуковский позаимствовал сюжет для баллады “Светлана”. Написана она была в 1812 году. Переложив первоисточник на свой манер, Жуковский подарил русскому читателю удовольствие от знакомства с легкой, насыщенной невероятными событиями и русским фольклором, балладой. Тему произведения “Светлана” определить не сложно: […]...
- Анализ баллады В – А – Жуковского Светлана (сочинение ЕГЭ) Подготовка к ЕГЭ: Анализ баллады В. А. Жуковского Светлана (сочинение ЕГЭ) В. А. Жуковский написал балладу “Светлану” в знаменательный для России год – в 1812. В основу баллады легко произведение Бюргера “Леонора”. На протяжении всего творения Жуковского “Светлана” прослеживаются фольклорные нотки: разнообразные обрядовые песни, сюжеты народных сказок, приметы и гадания. Девушка Светлана баллады Жуковского стала […]...
- “Лесной царь”, анализ баллады Жуковского Жуковский в 1818 году решил перевести на русский язык балладу Гете “Король эрлов”. Сделал он это превосходно. Василий Андреевич, полностью сохранив гетовский сюжет немецкой легенды, внес в свою балладу свое личное художественное и эмоциональное дополнение. Напечатана баллада была в том же году, в четвертом номере сборника “Для немногих”. В балладе повествуется о дорожном разговоре отца […]...
- Анализ баллады “Лесной царь” Жуковского В. А 1) Особенности жанра. Баллада – стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие; реальное в балладе нередко сочетается с фантастическим. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку. Этот жанр возник во Франции в конце XIII века. Он был популярен в Германии в конце XVIII – начале XIX века, […]...
- Разница мировидения Рылеева и Жуковского Рылеев и Жуковский – представители одной эпохи и одного литературного направления. Они жили и творили в начале девятнадцатого столетия, во время расцвета романтизма, когда идеал противопоставляется действительности, но не может быть осуществлен. Понимание Жуковским и Рылеевым роли литературы можно охарактеризовать цитатой устава Союза благоденствия: “Сила и прелесть стихотворения в непрерывном изложении чувств высших и к […]...