Анализ стихотворения Жуковского “Ночь”

Пейзажная тема представляла особый интерес для поэтов-романтиков: не ограничиваясь исключительно художественными задачами, в изображении природной зарисовки они отражали внутреннее состояние героя. В произведении Жуковского 1823 г. панорама ночи вырастает в многогранный символический образ, обладающий целительным воздействием на человеческие души.

В первой части стихотворения лирический герой занят картиной пейзажа. Подмечена смена цветовых акцентов: солнце садится в “багряные воды”, небесные “лазурные своды” постепенно

тускнеют, наступают тихие и прохладные сумерки. Природная зарисовка насыщена олицетворениями: “утомившийся”, “склонился” – о дне, “мирно пошла” – о ночи. В структуре двух основных образов заметно влияние антропоморфических тенденций, достигающих пика развития к концу первого восьмистишия.

На просторах художественного пространства как будто встречаются два путника: утомленный, мечтающий об отдыхе и энергичный, исполненный жажды деятельности. Пейзажная картина преображается в символико-фантастическую. Перед читателем возникает образ спокойной и прекрасной Ночи, могущественной

волшебницы.

О приходе царственной героини возвещает свита, роль которой возложена на античного персонажа Геспера.

Эмоции лирического субъекта, порожденные чудесной метаморфозой, составляют содержание второй части произведения. Композиция этого фрагмента организована однородными глаголами в повелительном наклонении: “сойди”, “дай” и “успокой”. Герой апеллирует к Ночи, призывая ее помочь людскому роду.

Что имеется в необычном арсенале “небесной”? По канонам волшебной сказки главная героиня наделяется чудесным покрывалом забвения, которое дарует долгожданный исцеляющий покой. Еще одно средство – спокойное пение, подобное колыбельной нежной матери.

Оно способно заглушить душевную тоску.

Возвышенный оптимистический тон “Ночи” не вызывает сомнений: величественная героиня благосклонно отнесется к настойчивой просьбе, и в “усталые сердца” придет умиротворение.

Поэтический текст Жуковского предваряет обширную тему космологичности пространства, заявленную через призму ночной зарисовки. Мотивы угасающего дня находят особый отклик в поэтике Тютчева. Загадочные переходы света во тьму наталкивают героя-философа на размышления о вечном и месте человека в бескрайнем мире.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Жуковского “Ночь”