Анализ стихотворения “Я памятник себе воздвиг нерукотворный”
Стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” стал своеобразным творческим завещанием А. Пушкина, ведь был написан незадолго до дуэли с Дантесом в 1836 г. В стихотворении он продолжил традицию подведения творческого итога жизни поэта, основанную еще в первом веке до н. э. римлянином Горацием. Начало его оды “К Мельпомене” стал эпиграфом поэзии Пушкина. Именно Горацию принадлежит мысль, что творчество делает художника бессмертным: “Смерти я не покорюсь; не упаду я во мглу /Доля лучшая моя”, а духовные ценности гораздо
До этой темы поэты разных времен и народов обращались неоднократно. Так, В. Шекспир в 55-м сонете заявил: “Держатели мраморных монументов /переживут могучие строки мои”. А его младший соотечественник, Дж.
Мильтон, размышлял о памятнике, который построили на могиле автора “Гамлета”, удивлялся, зачем его надо было делать, ведь “сильнее чем границы государства” памятник великому поэту и драматургу построен в человеческих сердцах – это страницы “бесценных книг” Шекспира.
Однако, разрабатывая
Александрийская колонна имела большой успех среди обывателей, которые еще долго приходили любоваться новым чудом.
Мотив творческого бессмертия у Пушкина чрезвычайно тесно связан с народной памятью: только то искусство вечно, до которого “… не зарастет народная тропа”. Он чувствует себя поэтом певцом своей многонациональной страны:
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык…
Гораций усматривал заслугу перед искусством в том, что ему удалось поднять римскую поэзию к мировым вершинам (на то время такой вершиной было творчество древнего грецкого лирика, “эолийские песни”), а Шекспир гордился, что в своих сонетах обессмертил образ любимой.
Зато Пушкин задумался над тем, каким есть назначения литературы и искусства вообще. И свою заслугу он видит в том, что произведениями пробуждал в душах людей ихние прекрасные порывы и чувства, среди которых особое место имеют вольнолюбие и милосердие:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал…
Последняя Строфа имеет приподнято-торжественное звучание. Это не просто завещание поэта, это осознание особой роли художника, который является посредником между Богом и людьми, поэтому должен достойно пройти свой жизненный и творческий путь, не проникаясь ни критикой, ни комплиментами, ни “судом” невежд:
Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца…