Анализ стихотворения “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” Пушкина А. С

История создания. Стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” было написано 21 августа 1836 года, то есть незадолго до смерти Пушкина. В нем он подводит итог своей поэтической деятельности, опираясь на традиции не только русской, но и мировой литературы. Непосредственным образцом, от которого отталкивается Пушкин, стало стихотворение Державина “Памятник” (1795), получившее большую известность.

При этом Пушкин не только сопоставляет себя и свою поэзию с великим предшественником, но и выделяет характерные именно для

своего творчества особенности.
Жанр и композиция. По жанровым признакам пушкинское стихотворение является одой, но это Особая разновидность данного жанра. Она пришла в русскую литературу как общеевропейская традиция, берущая начало в античности. Недаром эпиграфом к стихотворению Пушкин взял строки из стихотворения древнеримского поэта Горация “К Мельпомене”: Exegi monumentum – “я воздвиг памятник”.

Гораций является автором “Сатир” и целого ряда стихотворений, прославивших его имя. Послание “К Мельпомене” он создал в конце своего творческого пути. Мельпомена в древнегреческой мифологии

– одна из девяти муз, покровительница трагедии, символ сценического искусства. В этом послании Гораций оценивает свои заслуги в поэзии..

В дальнейшем создание такого рода стихотворений в жанре своеобразного поэтического “памятника” стало устойчивой литературной традицией, В русскую литературу ее ввел еще Ломоносов, который первым перевел послание Горация. Затем вольный перевод стихотворения с оценкой своих заслуг в поэзии сделал Г. Р. Державин, назвав его “Памятник”. Именно в нем определились основные жанровые особенности таких поэтических “памятников”.

Окончательно эта жанровая разновидность сформировалась в пушкинском “Памятнике”.
Вслед за Державиным Пушкин делит свое стихотворение на пять строф, используя сходную форму и размер стиха. Как и державинское, пушкинское стихотворение написано катренами, но с несколько видоизмененным размером. В первых трех строках, как и Державин, Пушкин использует традиционный. одический размер – 6-стопный ямб (александрийский стих), но последняя строка написана 4-стопным ямбом, что делает ее ударной и ставит на ней смысловой акцент.
Основные темы и идеи. Стихотворение Пушкина является. гимном поэзии. Его главная тема – прославление истинной поэзии и утверждение высокого назначения поэта в жизни общества.

В этом Пушкин выступает как наследник традиций Ломоносова и Державина. Но в то же время при сходстве внешних форм с державинским стихотворением Пушкин во многом переосмыслил поставленные проблемы, и выдвинул свою идею смысла творчества и его оценки. Раскрывая тему взаимоотношений поэта и читателя, Пушкин указывает, что его поэзия в большей мере обращена к широкому адресату.

Это видно.” уже из первых строчек. “.”К нему не зарастет народная тропа”,. – говорит он о своем литературном “памятнике”.. Первая строфа – традиционное утверждение значимости поэтического памятника по сравнению е другими способами увековечить заслуги.. Но Пушкин вводит сюда и тему свободы, которая являете” сквозной в его творчестве, отмечая,, что его “памятник” отмечен свободолюбием: “Поднялся выше он главою непокорной Александрийского столпа”.
Вторая, строфа у всех поэтов., создававших такие стихотворения, утверждает бессмертие поэзии, которое дает возможность автору продолжать жить в памяти потомков.: “Нет, весь я не умру – душа в заветной лире / Мой прах переживет и тленья убежит”. Но в отличие от Державина Пушкин, испытавший в последние годы жизни непонимание и неприятие толпы, делает акцент на том, что его поэзия найдет более широкий отклик в сердцах людей,, близких ему по духовному складу, творцов, причем речь идет не только об отечественной литературе, “о и о поэтах всего мира: “И славен буду я, доколь в подлунном мире / Жив будет хоть один пиит”.
Третья строфа, как и у Державина, посвящена теме развития интереса к поэзии среди самых широких слоев народа, ранее не знакомых с ней, и широкой посмертной славы:
Слух обо мне пройдет по всей-Руси великой,
И назовет меня веяк сущий в ней. язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус,, и друг степей калмык.

Основную смысловую нагрузку несет четвертая строфа. Именно – в ней поэт определяет то главное, что составляет сущность его творчества и за что он может надеяться на поэтическое бессмертие:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

В этих строках Пушкин обращает внимание читателя на человечность, гуманизм своих произведений, возвращаясь к важнейшей проблеме позднего творчества. С точки зрения поэта, “чувства добрые”, которые пробуждает в читателях искусство, важнее его эстетических качеств. Эта проблема станет для литературы второй половины XIX века предметом ожесточенных дискуссий между представителями демократической критики и так называемого чистого искусства.

Но для Пушкина очевидна возможность гармонического решения: две последние строки этой строфы возвращают нас к теме свободы, но понятой через призму идеи милосердия. Показательно, что в начальном варианте Пушкин вместо слов “в мой жестокий век” написал “вслед Радищеву”. Не только из-за цензурных соображений поэт отказался от такого прямого указания на политический смысл свободолюбия.

Важнее для автора “Капитанской дочки”, где очень остро была поставлена проблема милости и милосердия, стало утверждение идеи добра и справедливости в их высшем, христианском понимании.
Последняя строфа – традиционное для стихотворений-“памятников” обращение к музе:
Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.

У Пушкина эти строки наполнены особым смыслом: они возвращают нас к идеям, высказанным еще в программном стихотворении “Пророк”. Основная мысль их в том, что поэт творит по высшей воле, а потому он несет ответственность за свое искусство не перед людьми, которые зачастую не способны его понять, а перед Богом. Такие идеи были характерны для позднего творчества Пушкина и прозвучали в стихотворениях “Поэт”, “Поэту”, “Поэт и толпа”. В них с особой остротой встает проблема поэт и общество, утверждается принципиальная независимость художника от мнений публики.

В пушкинском “Памятнике” эта мысль приобретает наиболее емкую формулировку, которая создает гармоничное завершение размышлениям о поэтической славе и преодолении смерти через боговдохновенное искусство.
Художественное своеобразие. Значимость темы и высокий пафос стихотворения определили особую торжественность его общего звучания. Медленный, величественный ритм создается не только за счет одического размера (ямб с пиррихием), но и широкого использования анафоры (“И славен буду я…”, “И назовет меня…”, “И гордый внук славян…”, “И долго буду тем любезен…”, “И милость к падшим..”), инверсии (“Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа), синтаксического параллелизма и рядов однородных членов (“И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус…”). Созданию высокого стиля способствует и подбор лексических средств.

Поэт использует возвышенные эпитеты (памятник нерукотворный, глава непокорная, заветная лира, в подлунном мире, гордый внук славян), большое количество славянизмов (воздвиг, главою, пиит, доколь). В одном из самых значимых художественных образов стихотворения использована метонимия – “Что чувства добрые я лирой пробуждал…”. В целом все художественные средства создают торжественный гимн поэзии.
Значение произведения. Пушкинский “Памятник”, продолжающий традиции Ломоносова и Державина, стоит в русской литературе на особом месте. Он не только подвел итог пушкинскому творчеству, но и обозначил тот рубеж, ту высоту поэтического искусства, которая служила ориентиром всем последующим поколениям русских поэтов, Не все они строго следовали жанровой традиции стихотворения-“памятника”, как А. А. Фет, но каждый раз, когда русский поэт обращается к проблеме искусства, его назначения и оценке своих достижений, он вспоминает пушкинские слова: “Я памятник себе воздвиг нерукотворный,.,”, пытаясь приблизиться к его недостижимой высоте.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” Пушкина А. С