Анализ стихотворения Хлебникова «Русь, ты вся поцелуй на морозе!…»

Хлебников — один из самых ярких представителей русского футуризма. Будучи юношей с хорошим образованием, выросшим в высококультурной семье, он некоторое время пытался найти свое место в литературном мире, но ни символизм, ни акмеизм оказались ему не близки. Поэт занялся сначала созданием «звездного языка», потом увлекся экспериментами с заумью.

Именно он стоял у истоков нового направления в искусстве — будетлянства, к которому относили себя Маяковский, Бурлюк, Малевич, Крученых, Лурье. Поиск свежих способов выражения мыслей

стал причиной сложности большей части произведений Велимира для восприятия обычным читателем.

К осени 1921 года относится стихотворение «Русь, ты вся поцелуй на морозе!..». Создавалось оно незадолго до скоропостижной смерти Хлебникова. Как и для всей авангардной литературы, для лирики Велимира характерно нарушение канонов, проявляемое на разных уровнях.

В рассматриваемом тексте используются сразу несколько стихотворных размеров — анапест, дактиль, амфибрахий, ямб. Отсутствует единый сюжет. Хлебников мгновенно переключает планы, обеспечивая превращение одного эпизода в другой. В общей сложности

их насчитывается семь.

При этом произведение состоит всего из десяти строк. Времени в обыденном понимании в стихотворении не существует. Поэт признает только настоящее, приравнивая его к будущему и вечному.

Первая строка текста — восклицательное предложение. С его помощью задается торжественно-приподнятый тон. В голосе лирического героя слышится восторженность, смешанная с наивностью.

Кажется, дальше читателей ждут патриотические сентенции, но Хлебникова, видимо, не очень интересует признание в любви родной стране. Начальная строка отсылает к следующей фразе из пушкинского стихотворения «Зима. Что нам делать в деревне? Я встречаю…»: «Как сладко поцелуй пылает на морозе…».

Далее Велимир отправляет читателей в двадцатый век. Третья строка — отсылка к Блоку: «Две тени слиты в поцелуе…». В середине анализируемого текста дается описание любовной сцены.

Она изображается словно природное явление — например, буря или ветер. При этом о паре любовников ничего конкретного не сказано — их поэт предпочитает обезличить.

«Русь, ты вся поцелуй на морозе!..» — глубокое философское высказывание Хлебникова о гармоничной природе, законам которой подчиняется и человеческое бытие.


Анализ стихотворения Хлебникова «Русь, ты вся поцелуй на морозе!…»