Анализ стихотворения Вознесенского “Первый лед
Стихотворение А. А. Вознесенского “Первый лед” – небольшая элегическая зарисовка из жизни обычной молодой девушки. Влюбленная девочка мерзнет в автомате. Через все произведение проходит тема холода. Ее подчеркивает ряд художественных деталей: “зябкое пальтецо”, “пальцы – льдышки”, “ледяная улочка”, “мерзлый след на щеках” и, наконец, вынесенный в название и трижды повторенный в тексте стихотворения ключевой образ произведения – “первый лед”.
На протяжении развития сюжета этот образ переосмысливается.
Финальные строки стихотворения завершают созданный автором образ на логической ноте: “Мерзлый след на щеках блестит – Первый лед от людских обид”.
Девочка только вступает во взрослую жизнь. Сережки и губная помада являются символами пробуждения в ней женского начала, потребности
В стихотворении много назывных предложений, что придает сюжету определенную недосказанность, фрагментарность. Столкновение детской наивности с обманом больно ранит не только душу лирической героини, но и сердце автора, который, с одной стороны, сочувствует своей героине, а с другой – не может изменить сюжет и сделать ее счастливой, ибо тогда он погрешит против правды – суровой правды жизни.
Образ первого льда соотносится в стихотворении с темой горя и одиночества. Между строк в стихотворении видна авторская досада на то, что, столкнувшись с обидой, трогательное и наивное существо очерствеет душой. Эпитет “первый” постоянно напоминает о том, что таких любовных разочарований может быть много на жизненном пути.
Стихотворение заставляет вспомнить о ценности доверительных человеческих отношений, о том, что легко разрушить их, но порой невозможно восстановить.
Похожие сочинения
- Анализ стихотворения “Первый лед” Вознесенского А. А “Первый лед” Стихотворение А. А. Вознесенского “Первый лед” – небольшая элегическая зарисовка из жизни обычной молодой девушки. Влюбленная девочка мерзнет в автомате. Через все произведение проходит тема холода. Ее подчеркивает ряд художественных деталей: “зябкое пальтецо”, “пальцы – льдышки”, “ледяная улочка”, “мерзлый след на щеках” и, наконец, вынесенный в название и трижды повторенный в тексте стихотворения […]...
- Анализ стихотворения Вознесенского А. А. “Первый лед” Стихотворение А. А. Вознесенского “Первый лед” – небольшая элегическая зарисовка из жизни обычной молодой девушки. Влюбленная девочка мерзнет в автомате. Через все произведение проходит тема холода. Ее подчеркивает ряд художественных деталей: “зябкое пальтецо”, “пальцы – льдышки”, “ледяная улочка”, “мерзлый след на щеках” и, наконец, вынесенный в название и трижды повторенный в тексте стихотворения ключевой образ […]...
- Анализ стихотворения “Судьба, как ракета, летит по параболе…” Вознесенского А. А “Судьба, как ракета, летит по параболе…” Стихотворение А. А. Вознесенского “Судьба, как ракета, летит по параболе…” воплощает флибустьерский дух шестидесятничества. В центре произведения – личность человека, прокладывающего свой жизненный путь. Его отличает атмосфера творческого поиска, преодоления трудностей, жизненных невзгод. В основе сюжета стихотворения лежит прием антитезы. Противопоставляются два разных жизненных пути: путь по прямой (так […]...
- Анализ стихотворения “Елка” Вознесенского А. А “Елка” Стихотворение А. А. Вознесенского “Елка” отличает праздничное новогоднее настроение. Атмосфера обновления, ожидания чуда и просто веселье вечеринок перемежаются в нем с любовной темой. Новый год традиционно отмечается как семейный праздник. Его всегда хочется встретить с любимыми людьми: “Любовь всегда – кануны. В ней – Новый год души”. Автор считает, что елка современной эпохи похожа […]...
- Анализ стихотворения Вознесенского “Параболическая баллада” (“Судьба как ракета летит по параболе Стихотворение А. А. Вознесенского “Параболическая баллада” (“Судьба, как ракета, летит по параболе…”) воплощает флибустьерский дух шестидесятничества. В центре произведения – личность человека, прокладывающего свой жизненный путь. Его отличает атмосфера творческого поиска, преодоления трудностей, жизненных невзгод. В основе сюжета стихотворения лежит прием антитезы. Противопоставляются два разных жизненных пути: путь по прямой (так проще и короче идти) […]...
- Анализ стихотворения Вознесенского “Елка Стихотворение А. А. Вознесенского “Елка” отличает праздничное новогоднее настроение. Атмосфера обновления, ожидания чуда и просто веселье вечеринок перемежаются в нем с любовной темой. Новый год традиционно отмечается как семейный праздник. Его всегда хочется встретить с любимыми людьми: “Любовь всегда-кануны. В ней – Новый год души”. Автор считает, что елка современной эпохи похожа немного на ракету: […]...
- Анализ стихотворения “Настоящую нежность не спутаешь…” Ахматова “Настоящую нежность не спутаешь…” (1913). Н. Недоброво, анализируя данное стихотворение из сборника “Четки”, писал, что ахматовская “речь проста и разговорна до того, пожалуй, что это и не поэзия…”: Настоящую нежность не спутаешь Ни с чем, и ока тиха. Ты напрасно бережно кутаешь Мне плечи и грудь в меха. И напрасно слова покорные Говоришь о первой […]...
- Анализ стихотворения Сероглазый король (Ахматова Анна) В стихотворении “Сероглазый король” лирическая героиня рассказывает о гибели человека, которого она тайно любила. Идея произведения заключается в том, что близкие люди, уходя из жизни, оставляют и “безысходную боль”, и свой след в памяти. При этом окружающие и даже родные могут не догадываться о горе человека, потерявшего любовь. В данном стихотворении мы видим множество образов: […]...
- Анализ стихотворения Андрея Вознесенского “Живите не в пространстве, а во времени…” Поэтический процесс 70-80-х годов – явление широкое, сложное, неоднозначное. Было даже мнение о кризисе в поэзии этого времени. Оживлению литературной жизни во многом способствовало творчество начинающих тогда поэтов – Е. Евтушенко, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной, А. Вознесенского, выступивших со злободневными гражданскими стихами. Именно с этих поэтов возник термин “эстрадная поэзия”. Обратимся к творчеству Андрея Вознесенского, […]...
- Анализ стихотворения Вознесенского “Озеро Свитязь” Коренной москвич, Андрей Вознесенский очень любил отдыхать на озере Свитязь, где в одном из окрестных сел снимал домик на все лето. Поэт нередко признавался, что чувствует себя здесь ребенком и даже обзаводится воспоминаниями, которых на самом деле не было в его жизни. В науке подобный феномен называется генетической памятью, когда человек в незнакомых ему предметах […]...
- Анализ стихотворения “Вечерние часы перед столом…” Ахматовой А. А “Вечерние часы перед столом…” В стихотворении “Вечерние часы перед столом…” А. А. Ахматова приоткрывает завесу над таинством творчества. Лирическая героиня пытается передать на бумаге свои жизненные впечатления, но при этом находится в таком душевном состоянии, что сама пока еще не может разобраться в своих чувствах. Образ непоправимо белой страницы свидетельствует о глубине творческих мук и […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой А. А. “Вечерние часы перед столом…” В стихотворении “Вечерние часы перед столом…” А. А. Ахматова приоткрывает завесу над таинством творчества. Лирическая героиня пытается передать на бумаге свои жизненные впечатления, но при этом находится в таком душевном состоянии, что сама пока еще не может разобраться в своих чувствах. Образ непоправимо белой страницы свидетельствует о глубине творческих мук и эмоциональных переживаний лирической героини. […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Первый лист” Значительная часть стихотворений Тютчева посвящена природе. Некрасов в статье “Русские второстепенные поэты” (1850) среди ключевых черт таланта Федора Ивановича отмечал “любовь к природе, сочувствие к ней, полное понимание ее и уменье мастерски воспроизводить ее многообразные явления”. Поддерживали Николая Алексеевича и другие исследователи творчества Тютчева. Важную роль в пейзажной лирике Федора Ивановича всегда играла весна. Это […]...
- Анализ стихотворения Брюсова “Первый снег” 1 вариант Изображая природу, русские поэты описывают родные края, среднеевропейские пейзажи, явления природы: весенний дождь, зимнюю стужу, раннюю оттепель, летний зной. В стихотворении “Первый снег” В. Я. Брюсов описывает начало зимы и появление первого снега, когда весь мир преображается, а человек ощущает себя участником белой сказки. По-разному изображали писатели и поэты первый снег: либо натуралистически […]...
- “Первый снег” анализ стихотворения Брюсова Шестнадцать строк с заголовком “Первый снег” были опубликованы в 1985 году и вошли в один из первых сборников Валерия Брюсова “Шедевры”. В этом искрометном стихотворении поэт отразил свои впечатления от преображения унылого городского пейзажа. Чудо произошло после того, как улицы, деревья и дома украсил первый снег. Пейзажная лирика была характерна для русской литературы XVIII и […]...
- Анализ стихотворения Бунина “Первый утренник, серебряный мороз!…” Тема природы – главная в бунинской лирике. В пейзажной поэзии нередко находила отражение жизненная философия Ивана Алексеевича. Природу писатель считал целительной и благотворной силой, способной многое подарить человеку – радость, мудрость, ощущение разнообразия и вместе с тем целостности окружающего мира. В символистских кругах Бунин считался архаистом, так как его не прельщало стремление декадентов уйти в […]...
- Анализ стихотворения “В ресторане” Блока “В ресторане” (1910). Героиня блоковского стихотворения лишена глубины, безграничности. В отношении к ней прослеживается увлекательная игра поэта: Ты взглянула. Я встретил смущенно и дерзко Взор надменный и отдал поклон. Обратясь к кавалеру, намеренно резко Ты сказала: “И этот влюблен”. В красоте лирической героини нет ничего таинственного, завораживающего. Любовь окутана атмосферой пошлости, поэтому не может возникнуть […]...
- Анализ стихотворения “Первый день на передовой” Б. Окуджава – стихотворение “Первый день на передовой…” Самым тяжелым и страшным днем своей жизни Б. Окуджава называл первый день на передовой. Когда он, семнадцатилетний, вдруг осознал всю слабость и уязвимость человека. Булат Окуджава пишет: “Я закончил девятый класс, когда началась война. Как и многие сверстники, отчаянно рвался на фронт. Вместе с другом мы каждый […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой М. И. “Кто создан из камня, кто создан из глины…” В стихотворении “Кто создан из камня, кто создан из глины…” М. И. Цветаева расшифровывает значение собственного имени. Имя “Марина” имеет значение “морская”. Оно гармонично соответствует темпераменту цветаевской лирической героини, ее подвижности, энергичности и своеволию, которым она так гордится. Главной в стихотворении становится идея самовыражения, воплощения неутомимой жизненной энергии, с которой лирическая героиня бросает в море […]...
- Анализ стихотворения “Ты – отзвук забытого гимна…” Блока “Ты – отзвук забытого гимна…” (1914). Данное стихотворение входит в цикл стихотворений А. Блока “Кармен”, посвященный артистке Любови Александровне Дельмас, которая исполняла в Петербурге в 1913-1914 годах роль цыганки Кармен в одноименной опере Жоржа Бизе. Образ Кармен в стихотворении причудливо слит с образом реальной женщины: Внешний трепет, и лепет, и шелест, Непробудные, дикие сны, И […]...
- Анализ стихотворения “Осень” Баратынского “Осень” (1839). В стихотворении, написанном в явной полемике с пушкинской “Осенью”, исполненной одушевления жизни, Баратынский создает неповторимую картину оцепенения природы: И вот сентябрь замедля свой восход, Сияньем хладным солнце блещет, И луч его в зерцале зыбком вод Неверным золотом трепещет. Седая мгла виется вкруг холмов; Росой затоплены долины; Желтеет сень кудрявая дубов, И красен круглый […]...
- Анализ стихотворения цикл “Жизни” Цветаева Цикл “Жизни” (1924). Цикл состоит из двух лирических миниатюр. Обратим внимание на первое стихотворение цикла, состоящее из двух строф: Не возьмешь моего румянца – Сильного – как разливы рек! Ты охотник, но я не дамся, Ты погоня, но я есмь бег. Не возьмешь мою душу живу! Так, на полном скаку погонь – Пригибающийся – и […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “Генералам двенадцатого года Стихотворение “Генералам двенадцатого года” (1913) – одно из наиболее восторженных и романтических произведений молодой М. И. Цветаевой. Оно практически все состоит из цепочки деталей, возвышающих адресата послания: Вы, чьи широкие шинели Напоминают паруса, Чьи шпоры весело звенели И голоса, И чьи глаза, как бриллианты, На сердце оставляли след, – Очаровательные франты Минувших лет! Заявленный в […]...
- Анализ стихотворения “Кто создан из камня, кто создан из глины…” Цветаевой М. И “Кто создан из камня, кто создан из глины…” В стихотворении “Кто создан из камня, кто создан из глины…” М. И. Цветаева расшифровывает значение собственного имени. Имя “Марина” имеет значение “морская”. Оно гармонично соответствует темпераменту цветаевской лирической героини, ее подвижности, энергичности и своеволию, которым она так гордится. Главной в стихотворении становится идея самовыражения, воплощения неутомимой жизненной […]...
- “Первый ландыш” анализ стихотворения Фета Еще с момента выхода в свет первого сборника стихов Афанасий Фет приобрел репутацию искусного художника слова. Его описания природы, заставляющие видеть красоту окружающего мира, с каждым годом становились утонченней и выразительнее. Стихотворение “Первый ландыш” написано в 1854 году, когда свет увидели уже два сборника Фета. В “Первом ландыше” каждое слово, как и в других стихах, […]...
- Анализ стихотворения Бунина “Первый снег” Детские воспоминания Ивана Бунина неразрывно связаны с сельской жизнью. Именно в родовом семейном поместье он научился не только читать и писать, но и полюбил родную природу, которая очень часто давала будущему литератору поводы для размышлений. С детства Бунин любил гулять по окрестным лесам, и его природная наблюдательность впоследствии сослужила ему хорошую службу. Спустя определенное время […]...
- Анализ стихотворения “Песня последней встречи” А. А. Ахматовой Произведение ранней лирики Ахматовой, “Песня…” отражает драматизм уже в своем названии. Используя Прием антитезы (противопоставления), Ахматова усиливает описываемые чувства лирической героини: “Так беспомощно грудь холодела, // Но шаги мои были легки”. Здесь же излюбленные поэтессой “говорящие детали”: перчатка с левой руки, надетая на правую руку, передает ощущение психологического дискомфорта; это состояние усиливает некий ритмический сбой […]...
- Анализ стихотворения “Дверь полуоткрыта…” Ахматова “Дверь полуоткрыта…” (1911). В лирическом произведении эмоция передана через характерную деталь, внешний образ В стихотворении изображено состояние лирической героини после ухода возлюбленного. И хотя “на столе забыты хлыстик и перчатка”, свидетельствующие фактически о приручении женщины, героиня не понимает: “Отчего ушел ты?”, – она пытается успокоить себя заверениями, что “завтра будет утро”, что “эта жизнь прекрасна”, […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “Кроме любви” Цветаева дебютировала способом, не характерным для поэтов начала двадцатого века. Первый сборник “Вечерний альбом”, посвященный трагически скончавшейся от туберкулеза художнице Марии Башкирцевой, она издала тиражом в полтысячи экземпляров на собственные деньги. При этом ранее стихотворения ее не печатались в журналах. Марина Ивановна сама отослала книгу Волошину, Брюсову, в московское издательство символистов “Мусагет”, надеясь получить отклик. […]...
- Анализ стихотворения “Утро в Москве” Блока “Утро в Москве” (1909). В стихотворении отразилось чувство радости земной жизни. Лирический герой счастлив от сознания того, что любим: Упоительно встать в ранний час, Легкий след на песке увидать. Упоительно вспомнить тебя, Что со мною ты, прелесть моя. Любовь ассоциируется у Блока с беззаботностью юности, с ранним утром, с необъяснимой легкостью. Через обращение к раннему […]...
- Анализ стихотворения “Генералам двенадцатого года” Цветаевой М. И “Генералам двенадцатого года” Стихотворение “Генералам двенадцатого года” (1913) – одно из наиболее восторженных и романтических произведений молодой М. И. Цветаевой. Оно практически все состоит из цепочки деталей, возвышающих адресата послания: Вы, чьи широкие шинели Напоминают паруса, Чьи шпоры весело звенели И голоса, И чьи глаза, как бриллианты, На сердце оставляли след, – Очаровательные франты Минувших […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой М. И. “Генералам двенадцатого года” Стихотворение “Генералам двенадцатого года” (1913) – одно из наиболее восторженных и романтических произведений молодой М. И. Цветаевой. Оно практически все состоит из цепочки деталей, возвышающих адресата послания: Вы, чьи широкие шинели Напоминают паруса, Чьи шпоры весело звенели И голоса, И чьи глаза, как бриллианты, На сердце оставляли след, – Очаровательные франты Минувших лет! Заявленный в […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “Хвала времени” В 1928 году, пребывая в эмиграции, Цветаева издала сборник “После России”. В него включено стихотворение “Хвала времени”, созданное в мае 1923-го. Посвящено оно Вере Аренской – сестре знаменитого советского актера и режиссера Юрия Завадского, соученице Марины Ивановны по гимназии. Произведение появилось в один день с письмом, адресованным Максимилиану Волошину. Ему Цветаева рассказывала о своей семье, […]...
- Анализ стихотворения ТЫ ОТКУДА ЭТУ ПЕСНЮ А.Т. ТВАРДОВСКИЙ “ТЫ ОТКУДА ЭТУ ПЕСНЮ…” (ЦИКЛ “ПАМЯТИ МАТЕРИ”) Подумайте, какие чувства лирической героини нашли отражение в стихотворении “Ты откуда эту песню…”? В этом стихотворении лирическая героиня, пожилая женщина, мать, вспоминает свой жизненный путь. В юности ей пришлось покинуть родные места: “вдаль спровадила пора”. Пришлось жить на чужбине. Судьба ее была непростой, суровой, возможно, драматической. События жизни заслонили […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Я так молилась: Утоли В 1917 году в издательстве “Гиперборей” выходит третий сборник Ахматовой, получивший название “Белая стая”. Он был выпущен в тяжелое для России время. По словам самой поэтессы, не находилось возможности переправить книгу в Москву, поэтому весь первый тираж разошелся в Петрограде. Кроме того, происходило массовое закрытие газет и журналов. Естественно, сборнику не удалось собрать сколь-нибудь значимой […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Небывалая осень построила купол высокий…” Стихотворение “Небывалая осень построила купол высокий…” написано в 1922 году. Изначально Ахматова хотела включить его в сборник “Тростник”. В печати он не появился, так как в 1920-х годах произведения поэтессы – и старые, и новые – практически перестали публиковать. Композиция анализируемого текста напоминает незавершенное стихотворение Пушкина “Осень”, датированное 1833 годом. У Александра Сергеевича девять строф […]...
- Анализ стихотворения Ахмадулиной Б. А. “Влечет меня старинный слог” Темой стихотворения Б. Ахмадулиной “Влечет меня старинный слог” является соотношение материальных и духовных ценностей мира. Обращение к древности, к истории является своеобразным сюжетным ходом, который помогает осознать, что все материальные ценности мира тленны. Вошедшая в историю фраза “Полцарства за коня” с позиции современности кажется тщетной: и конь, и сами древние царства с дворцами, замками и […]...
- Анализ стихотворения Бунина “Аленушка” Покорная сирота и злая мачеха, коварная сноха и недалекая свекровь – женские образы бунинской лирики навеяны русскими фольклорными мотивами. На их фоне выделяется образ Аленушки – самостоятельный, отличный от героини известной сказки. Он не имеет общих черт и с художественной традицией, порожденной фольклорным произведением. Добрая заботливая Сестрица Аленушка является героиней картины Васнецова и стихотворения Прокофьева. […]...
- “Кто создан из камня, кто создан из глины…” анализ стихотворения Цветаевой “Кто создан из камня, кто создан из глины…” – стихотворение, написанное в трудный для Цветаевой период. Она тогда жила вдали от мужа в Москве, при этом толком не знала, что с ним происходит. Кроме того, ее существование нельзя было назвать безбедным – в новой реальности Советской России ей приходилось нелегко. Несмотря на обстоятельства, стихотворение “”Кто […]...
- Анализ стихотворения “Письмо к маме” Окуджава “Письмо к маме”. В данном стихотворении поэт многое осмысливает по-новому: он стремится понять, почему все так произошло и с его семьей, и в целом со страной. Лирический герой обращается к матери, сосланной в Красноярск на лесоповал, и призывает ее к милосердию, так как ее палачи не ведали что творили, поэтому рефреном проходят следующие строки: Прости […]...