Анализ стихотворения Тютчева “Всесилен я и вместе слаб
“Всесилен я и вместе слаб…” – стихотворение, относящееся к раннему творчеству Тютчева. Точная дата его написания неизвестна. Наиболее вероятна версия, высказанная советским литературоведом и биографом поэта Пигаревым.
По его мнению, произведение создано в 1810-е годы. В стихотворении прослеживается сильное влияние Раича – домашнего учителя Федора Ивановича, а также поэта и переводчика с древних языков. Именно он познакомил юного Тютчева с античной и русской поэзией, рассказал о теории литературы, объяснил значение противопоставления,
На рукописи стихотворения стоит пометка “Перевод Ф. Т…ва”, при этом до сих пор не определен оригинал. По убеждению ряда исследователей, Тютчев творчески переработал что-то из сочинений Якоба Беме – немецкого мистика и теософа, активная деятельность которого относится к началу семнадцатого столетия.
“Всесилен я и вместе слаб…” – пример философской лирики Федора Ивановича. В произведении
По Тютчеву, люди одновременно всесильны и слабы, властители и рабы. У Гавриила Романовича встречается похожая мысль: “Я царь – я раб – я червь – я бог!”. Кстати, существует версия, что пометка “Перевод Ф. Т…ва” все-таки не подразумевает наличия иноязычного оригинала. Тютчев имел в виду совсем другое: перевод державинской темы (противоречивость человеческой природы) и его текстов в собственную поэтическую систему.
Тем более, в стихотворении обнаруживаются еще и аллюзии на оду “Фелица” Гавриила Романовича, написанную в 1782 году.
Позднее в творчестве Тютчева не раз встречаются попытки ответить на важнейшие вопросы: что значит человек, откуда и куда он идет, зачем живет под небесным сводом. Кроме того, Федор Иванович пытался понять причины нравственного и духовного кризиса своих современников. “Растление духа” поэт считал главной болезнью девятнадцатого века. Он постоянно пытался найти пути исцеления от страшного недуга. “Всесилен я и вместе слаб…” в этом контексте представляет собой сокровенную личностную исповедь, призванную указать людям на их изначально божественную природу, напомнить им о необходимости самопознания.
Related posts:
- Анализ стихотворения Тютчева “Русской женщине” Русской женщине В стихотворении “Русской женщине” Ф. И. Тютчев пишет о тяжкой судьбе простой крестьянки. Анафорический повтор в первой строфе подчеркивает однообразие жизни женщины. Нереализованные мечты, бедность впечатлений, ничтожность радостей и благ – все это резко контрастирует с теми ценностями, которые автор перечисляет в начале первой строфы (свет, искусство, любовь – все то, что составляет, […]...
- Анализ стихотворения “День и ночь” Тютчева “День и ночь” (1839). В стихотворении поэт размышляет о происхождении Космоса из Хаоса, к которому иногда тяготеет дух человека, темной первоосновы, движущейся к свету. Но ночь не менее прекрасна, чем день: в ночи светят звезды и сбываются откровения. День набрасывает на бездну золотой покров, который ночью исчезает. Лирический герой страшится ночи, так как надвигающаяся бездна […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Поэзия” Стихотворение Ф. Тютчева “Поэзия” посвящено теме божественного происхождения поэтического таланта. Оно построено на контрасте динамических и статических образов. Первые строки произведения рисуют грозную картину клокочущих страстей, которые тревожат душу человека. Художественный эффект создаваемого образа усиливает лексический повтор (“Среди громов, среди огней, Среди клокочущих страстей”). Для художественного пространства произведения характерна акцентация вертикальных координат: неба и земли. […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Я встретил Вас…” В 1870-ом году 67-летний поэт пишет свое, пожалуй, самое знаменитое стихотворение – “Я встретил Вас и все былое…”. Это произведение, посвященное баронессе Крюденер, теперь знает каждый. Еще будучи молодым человеком, Тютчев был пленен красотою и очарованием этой женщины. И даже спустя множество лет, его страсть к ней не угасла, о чем и свидетельствует стихотворение “Я […]...
- Анализ стихотворения “Silentium!” Тютчева Тютчев не писал для публики, в основном, он писал для себя, излагая свои мысли на бумаге. В каждом стихотворении он ищет истину, правду. Стихотворение Тютчева “Silentium!” было написано в 1830 году четырехстопным ямбом. Неправильное ударение некоторых слов в стихотворении объясняется тем, что для Тютчева было важнее показать правдивые чувства, а не ложь. Он обращается к […]...
- Анализ стихотворения “Фонтан” Тютчева “Фонтан” (1836). Постижение мира человека путем сопоставления его с миром природы нашло выражение в этом стихотворении философского характера. Произведение имеет двухчастную композицию с четким разделением содержания по строфам. Поэт уподобляет фонтан лучу: Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым. Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты […]...
- Анализ стихотворения “Как океан объемлет шар земной…” Тютчева “Как океан объемлет шар земной…” (1830). Тютчев возвел метафору в метод, наполнив художественный прием философским содержанием. В стихотворении дан образ земли, как дневной жизни, которую можно описать и изучить, так как она реальна. А океан, как и сон, – нечто неуловимое, зыбкое, таинственное. Величественный пейзаж, нарисованный в первой строфе, – воплощение внутреннего мира человека во […]...
- Анализ стихотворения “Слаб голос мой…” А. Ахматовой Стихотворение “Слаб голос мой” написано весной 1913 года. Оно входит в сборник “Белая стая” (1917 год), который принес (наряду с другими сборниками: “Вечер”, “Четки”, “Подорожник”, “Anno Domini”) А. А. Ахматовой широкое литературное признание. Это стихотворение, как и многие другие, о любви. Любовь у Ахматовой почти никогда не предстает в спокойном пребывании. Чувство, само по себе […]...
- Анализ стихотворения Тютчева Еще земли печален вид Федор Иванович Тютчев предположительно написал данное стихотворение в период расцвета творчества, но, как известно, опубликовано оно только после смерти поэта. Дата первой публикации равняется на 1876 год. Стоит сказать об особенности творчества Федора Тютчева-природа в его стихотворениях – это нечто живое, такое же, как человек. Поэтому во многих стихотворениях автора присутствует параллель или перекликание природы […]...
- Анализ стихотворения Тютчева О, как убийственно мы любим В первой же строфе этого лирического стихотворения Федор Тютчев приводит психологическое утверждение весьма странного явления. Используя обобщенное “мы”, поэт обращает внимание читателей на то, что губят как раз любимое. Тут же говорится о буйной и слепой страсти. Кстати, в самом названии неожиданно звучит сочетание “любить убийственно”, то есть это прекрасное чувство может и уничтожать. Далее […]...
- Анализ стихотворения Тютчева Не то, что мните вы, природа Стихотворение Тютчева “Не то, что мните вы, природа…” характеризует единство пейзажной лирики поэта, его понимание ценности и целостности первозданной красоты природы. Этим произведением поэт как будто признается в любви матушке природе, признавая и превознося ее как самостоятельную чувствующую сущность, наделенную душой, свободой, а также эмоциями и собственным языком для общения с окружающим миром. Федор Иванович […]...
- Анализ стихотворения К. Б. Я встретил вас и все былое… Тютчева Стихотворение Ф. И. Тютчева “Я встретил вас – и все былое…” так же известно, как “К. Б.”. Две таинственные буквы обращены к Амалии Крюденер, которой посвящал стихи ранее, например в 1833 “Я помню время золотое…”. Поэт соединил в маленьком стихотворении несколько стилей. В произведении используется высокая лексика, присущая оде, которая сочетается с мелодичностью стихотворения, которая […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Первый лист” Значительная часть стихотворений Тютчева посвящена природе. Некрасов в статье “Русские второстепенные поэты” (1850) среди ключевых черт таланта Федора Ивановича отмечал “любовь к природе, сочувствие к ней, полное понимание ее и уменье мастерски воспроизводить ее многообразные явления”. Поддерживали Николая Алексеевича и другие исследователи творчества Тютчева. Важную роль в пейзажной лирике Федора Ивановича всегда играла весна. Это […]...
- Анализ стихотворения “Не то, что мните вы, природа…” Тютчева “Не то, что мните вы, природа…” (1836). Природа в стихотворении одухотворена, очеловечена. Она внутренне близка и понятна человеку. Природа и человек образуют единство, поэтому вдохновение поэта созвучно с жизнью природы, которая изображается в движении, как участница событий человеческой жизни, как проявление Божественной мудрости: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Нет, карлик мой! Трус беспримерный!…” В 1821 г. Федор Тютчев завершил обучение в университете и начал работать в Государственной коллегии иностранных дел. Служба поэта проходила в Мюнхене. В 1839 г. он на время отстранился от дипломатических дел, но на родину ехать не спешил. Спустя четыре года император Николай I поручил Тютчеву всеми силами способствовать созданию положительного образа Российской империи заграницей. […]...
- “Я встретил вас” анализ стихотворения Тютчева Зрелая лирика Тютчева во многом была посвящена теме любви, отражая полную страстей и разочарований личную жизнь самого поэта. К позднему периоду творчества относится стихотворение “Я встретил вас”, по праву входящее в сокровищницу отечественной любовной лирики. Умудренный жизнью Тютчев написал его на склоне лет (в возрасте 67 лет), 26 июля 1870 года в Карлсбаде. Стихотворение, созданное […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “О, этот Юг, о, эта Ницца!..” Небольшая поэтическая зарисовка “О, этот Юг, о, эта Ницца!..” построена на контрасте двух образов: пышного европейского курорта Лазурного побережья и тленной жизни лирического героя, осознающего конечность бытия. Высокопарная частица “о” с первой же строки стихотворения настраивает читателя на романтический лад. Ницца в XIX веке была традиционным местом отдыха русского дворянства. Это своеобразный символ шика, комфорта, […]...
- “Весенняя гроза” анализ стихотворения Тютчева Отличительная особенность раннего стихотворения Ф. И. Тютчева “Весенняя гроза” – его двойная датировка. Стихотворение было написано поэтом в 1828 году во время его пребывания в Германии и опубликовано в журнале “Галатея”. Тютчев вернулся к произведению спустя четверть века, в 1854 году: во втором варианте была переработана первая строфа и добавлена вторая строфа. Основной темой стихотворения […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Memento” Стихотворение “Memento” (“Помни”) Тютчев посвятил императрице Александре Федоровне (1798-1860), супруге Николая I. За российского правителя она вышла замуж по любви. Впрочем, их брак нельзя назвать безоблачным. Его омрачали периодические измены Николая Павловича, особенно длительный роман с фрейлиной Варварой Аркадьевной Нелидовой (1814-1897), и расстроенное здоровье императрицы. Александра Федоровна часто болела. Не в последнюю очередь виной тому […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Обвеян вещею дремотой…” Стихотворение “Обвеян вещею дремотой…” – настоящая жемчужина пейзажной лирики Тютчева. Лев Толстой пометил его буквой “К.!!” (“Красота.!!”). Благожелательно отозвался о нем и Иван Аксаков. По его мнению, особенно удалось поэту первое пятистишее, отличающееся правдою и красотой. Кроме того, Аксаков отметил, что в сравнении с другим тютчевским стихотворением “Осенним вечером” выигрывает “Обвеян вещею дремотой…”. Во втором […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Когда дряхлеющие силы…” Стихотворение “Когда дряхлеющие силы…”, написанное в 1866 году, относится к поздней лирике Тютчева. В нем затрагивается тема медленного истощения жизни. Лирический герой произведения понимает, что его земной путь подходит к концу, что пришла пора дать место новым поколениям. Частое явление – люди пожилые жалуются на окружающую их действительность, им не нравится изменившийся мир. В рассматриваемом […]...
- Анализ стихотворения Тютчева Весенняя гроза Русский поэт Ф. И. Тютчев создал стихотворение “Весенняя гроза” в 1828 году, но через 26 лет в 1854 году поэт решил дополнить свой шедевр второй строфой и скорректировать первую. В структуре стихотворения присутствуют четыре строфы. В первой устанавливается тема и основной образ, вторая и третья строфы описывают буйство и красоту грозы, четвертая – делает окончательный […]...
- Сопоставительный анализ стихотворения тютчева “фонтан” и фета “фонтан” Многие утверждают, что лирика А. А. Фета и Ф. И. Тютчева, поэтов одной эпохи, очень похожа. Но так ли это? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, для начала, сравнить стихотворения, написанных на одну тему. Проведем сопоставительный анализ стихотворений “Фонтан” Ф, И. Тютчева и “Фонтан” А. А. Фета. Оба стихотворения относятся к философской лирике. […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Сон на море” В стихотворении Ф. И. Тютчева “Сон на море” проявились тютчевская острота ощущения противоречий действительности, мысль о разладе души с миром и роли творчества в жизни человека. В нем рисуется картина разгулявшейся морской стихии, что одновременно несет в себе и символический подтекст: море в классической поэзии обычно соотносится с жизнью, а игра волн и буря – […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Безумие” “Безумие” считается одним из самых загадочных стихотворений Тютчева. По сей день среди литературоведов не существует общепринятого его толкования. По мнению некоторых исследователей творчества поэта, речь в произведении идет об искателях воды. Другие утверждают, что Федор Иванович в тексте выступил против натурфилософии Шеллинга и ее приверженцев. Также есть версия, что стихотворение представляет собой самокритическое высказывание, посредством […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Неман” Федор Тютчев вошел в историю русской литературы как непревзойденный лирик. Однако мало кто знает о том, что среди его произведений есть стихи, посвященные историческим событиям 1812 года. Тема войны с Наполеоном никогда особо не интересовала Тютчева. Тем не менее, этого французского полководца поэт, которому довелось провести за границей большую часть своей жизни, считал настоящим гением. […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “С чужой стороны” Стихотворение “С чужой стороны”, написанное в 1820-х годах, – первый перевод на русский язык миниатюры великого немецкого поэта-романтика Генриха Гейне “Ein Fichtenbaum steht einsam…”, включенной в сборник “Книга песен”. Впоследствии к этому произведению обращались многие лирики. Среди них – Лермонтов (“На севере диком стоит одиноко…”), Фет (“На севере дуб одинокий…”), Майков (“Инеем снежным, как ризой, […]...
- Анализ стихотворения Тютчева Последняя любовь Стихотворение было написано состоявшимся и зрелым Федором Тютчевым в первой половине 19 века, на границе 1852 -1854 годов, и вошло в цикл, названный “Денисьевским”, по отзывам критиков, самым известным и лирически напоенным. Жанр “Последней любви” отчетливо эллегичен, все оно наполнено светом, – прощальным, вечерним, ускользающим… У всех строк есть конкретный адресат: “Последняя любовь” посвящена возвышенно-трагическому […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “В часы, когда бывает Любовь способна творить чудеса, и это ее свойство было хорошо известно Федору Тютчеву. В самые тяжелые периоды своей жизни, когда казалось, что даже самые близкие люди превратились в заклятых врагов, Тютчев искал утешения в этом возвышенном чувстве, мысленно обращаясь к женщинам, которых боготворил. Так случилось, что в достаточно зрелом возрасте Тютчев влюбился в юную Елену […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Probleme” В начале 1830-х годов Тютчев написал стихотворение “Problème” (с французского – “Проблема”), относящееся к философской лирике. Впоследствии текст подвергся переработке. Второй вариант, сейчас считающийся главным, появился в конце 1850-х годов. Произведение включает в себя всего шесть строк, но в столь малом объеме поэту удалось сказать очень многое. Главная тема текста – неспособность человека в полной […]...
- Анализ стихотворения Тютчева Полдень Анализ содержания стихотворения Ф.И. Тютчева “Полдень”. Ф.И. Тютчев – поэт-философ, который отразил в своем творчестве собственное отношение к миру, мирозданию, полагая, что все сущее на Земле и в Космосе управляется мощной созидательной силой по имени Мировая Душа. Природа, по мысли Тютчева, часть этого мира, наиболее светлая, наиболее гармонично выстроенная. Тема стихотворения – изображение южного пейзажа […]...
- Анализ стихотворения “Тени сизые смесились…” Тютчева “Тени сизые смесились…” (1836). Стихотворение относится к философской лирике Тютчева: оно о душе в сумерках и о душе сумерек. Центральным образом произведения является образ сумрака на исходе реального дня: Тени сизые смесились, Цвет поблекнул, звук уснул – Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул… Краски дня растворяются, само бытие человека становится зыбким. Ощутимо […]...
- “Умом Россию не понять” анализ стихотворения Тютчева В своем наиболее известном произведении, четверостишии “Умом Россию не понять”, Тютчев поднимает Патриотическую тему. При этом Россия для поэта является не абстрактной отчизной, а воплощением великого русского духа. Стихотворение было написано 28 ноября 1866 года и записано Тютчевым на клочке бумаги, который сейчас хранится в Пушкинском доме. Впервые стихотворение было опубликовано в 1868 году. Философская […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Видение” Тютчев – признанный певец ночи. Темному времени суток он посвятил множество стихотворений. В большинстве из них ночь представлена как период наибольшего одиночества человека. Душа теряет память о дневном существовании и получает шанс познать хаос, прикоснуться к древним тайнам Вселенной. “Видение”, датированное 1829 годом и впервые опубликованное в журнале “Галатея”, – великолепный образец философской лирики Тютчева, […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Как дымный столп светлеет в вышине!…” Миниатюра “Как дымный столп светлеет в тишине!..”, написанная в конце 1840-х годов и состоящая всего из пяти строк, представляет собой прекрасный образец натурфилософской лирики Тютчева, которая занимает важнейшее место в его творческом наследии. Рассматриваемый текст начинается с восклицания, что обеспечивает ему фрагментарный характер. У читателя возникает ощущение, будто он случайно подслушал пару реплик в чьем-то […]...
- “Осенний вечер” анализ стихотворения Тютчева Стихотворение “Осенний вечер” относится к периоду раннего творчества Ф. И. Тютчева. Оно было написано поэтом в 1830 году во время одного из кратковременных визитов в Россию. Созданное в духе классического романтизма изящное, легкое стихотворение – не просто пейзажная лирика. Тютчев осмысливает в нем осенний вечер как феномен жизни природы, ищет аналогию явлению природы в явлениях […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Все отнял у меня казнящий бог Практически каждый человек в своей жизни вплотную подходит к той черте, за которой ему нужно будет держать ответ за свои поступки не перед окружающими, а перед Богом. Не избежал этой участи и Федор Тютчев, который незадолго до смерти переосмыслил свой жизненный путь, оказавшийся далеко не самым безоблачным и счастливым. Поэт существовал словно бы в параллельных […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Не рассуждай, не хлопочи! Федор Тютчев не считал себя истинным христианином, так как был воспитан на западной культуре и традициях Франции, Англии, Германии. Тем не менее, сама судьба заставила поэта обратиться к библейским заповедям и примерить их к собственной жизни. Однажды Тютчев понял, что череда радостных и печальных событий, которые сменяют друг друга словно в калейдоскопе, не является хаотичной. […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Чему молилась ты с любовью Роман Федора Тютчева с Еленой Денисьевой причинил поэту множество душевных страданий. Он любил эту хрупкую и удивительно красивую женщину, но не мог защитить ее от тех испытаний, которые были уготованы ей судьбой. Впрочем, их роман развивался настолько стремительно, что Тютчев Просто не мог предположить последствий интимной связи с юной девушкой из благородной семьи. Тем не […]...
- “Полдень” анализ стихотворения Тютчева Стихотворение “Полдень”, написанное в конце 1820-х годов, между 1827 и 1830 годами, относится к мюнхенскому периоду творчества Ф. Тютчева. Впервые оно было опубликовано в 1836 году в журнале “Современник”. Стихотворение “Полдень” входит в дневную лирику Тютчева. Поэт воспевает в нем прелесть дня, приближаясь к античным представлениям о природе. В миниатюре, относящейся к пейзажной лирике, изображена […]...