Анализ стихотворения Тютчева “Снежные горы”

Точная дата написания стихотворения “Снежные горы” до сих пор остается невыясненной. Зачастую литературоведы приводят только возможные хронологические границы – от июня 1825 до 1829. Впервые текст в 1830 году опубликовал московский еженедельный журнал “Галатея”, издаваемый Семеном Егоровичем Раичем (1792-1855).

При этом напечатан он был под общим заголовком (“В горах”) и с общей пометкой (“Сальцбург”) вместе со сходным по тематике произведением – ” Утро в горах”. В “Снежных горах” перед читателем предстает

полуденная пора. Поэт рисует полусонную природу. Солнечные лучи, падающие на землю, делают озеро похожим на стальное зеркало.

С горных вершин спешат в долину ручьи. “Дольний мир” погрузился в “благовонную негу”. Нередко тютчевская лирика строится на контрастах, что можно подтвердить и на примере рассматриваемого текста. В частности, речь идет о соседстве покрытых льдом вершин гор с “огневым” небом. Эпитет “огневой” в стихотворении играет важную роль.

С его помощью в произведение вводится образ непорочности, чистоты, божественности. В русской культуре огонь зачастую символизирует

очищение, торжество света над смертью и тьмой, играет роль посредника между божеством и человеком.

Для творчества Тютчева характерна связь движения с водой. Нет ничего сложного в толковании такого соотнесения. Вода воспринимается поэтом в качестве источника жизни, как следствие, и движения.

Обратите внимание, что в рассматриваемом тексте по отношению к ручьям употреблено олицетворение: “спешат ручьи”.

“Издыхающая земля” – пространство, в котором вынужден существовать человек. При этом его душа жаждет иного. В стихотворении “Снежные горы” мир вершин рисуется как полный жизни, выси сравниваются с божествами.

Их обледенелость становится символом такой спасительной в полуденный зной прохлады. Положительное восприятие у читателей создается посредством использованных Тютчевым цветовых сочетаний: лазурь комбинируется с золотом солнца, также к ним добавляется кристально-белый. Горные пейзажи в лирике Федора Ивановича – способ проиллюстрировать идею двоемирия природы.

Горы – древнейшая ее часть. Они одновременно укоренены в земле и возвышаются над ней. Стремление человеческой души к вершинам обусловлено желанием познать тайные бытийные начала, прикоснуться к иному миру, навсегда избавиться от влияния страстей.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Тютчева “Снежные горы”