Анализ стихотворения Тютчева “Над этой темною толпой…”
Автор был озабочен предстоящей крестьянской реформой, о которой много спорили в 50-х гг. XIX в. Тютчев считал главной проблемой безбожность власти и опасался, что отмена крепостной зависимости повлечет усиление опасной тенденции, обернется “произволом более деспотическим”, чем существовавший ранее порядок. К созданию стихотворного текста, отразившего авторские раздумья о будущем, поэта побудили наблюдения за крестьянами, сделанные летом 1857 г. во время престольного праздника в Овстуге, его родовом имении.
“Темная толпа”, “непробужденный”
Как преобразит пространство “луч золотой” свободы? Его блеск, подчеркнутый лексической анафорой, обладает
Последствия вековых притеснений и душевной опустошенности обозначаются очередной метафорой, ассоциирующей их с застарелыми гнойными язвами и рубцами. Излечение по силам только искренней вере, символом которой выступает “риза чистая Христа”. Отозвавшись на религиозный призыв и осознав свое духовное призвание, народ сможет ощутить истинное освобождение от непросвещенности, униженности, варварства.
По мысли Тютчева, гармоничное будущее родной земли неразрывно связано с православной верой как определяющей чертой национального характера. Образ Христа свидетельствует о причастности светлых сторон народного начала к высоким духовным основам. По сходным принципам разрешается лирическая ситуация в стихотворении ” Эти бедные селенья…” Оба поэтических текста объединяют евангельские реминисценции: Сын Божий предстает одиноким смиренным и сострадательным странником, чье благословение наполняет потаенным смыслом и “наготу” крестьянских деревень, и скудный пейзаж родного края.
- Анализ стихотворения “Есть в осени первоначальной…”; Тютчева “Есть в осени первоначальной…”; (1857). В стихотворении изображена одухотворенная природа, которая потрясает читателя подлинностью состояния. Поэт чувствует душу земли подобно земледельцу-труженику. В народном сознании живет благоговейное отношение к стихийным силам природы. Природа здесь не конкретизирована, она полна загадочности, таинственности, и в этом ее сила: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день […]...
- Анализ Стихотворения Тютчева “О, вещая душа моя…” Стихотворение “О, вещая душа моя…”. Восприятие, толкование, оценка Стихотворение “О, вещая душа моя…” было создано Ф.И. Тютчевым в 1855 году. В 1857 году оно было опубликовано в журнале “Русская беседа”. Стихотворение относится к философской лирике, жанр его – лирическая медитация с элементами философского размышления. В этом стихотворении Тютчев раскрывает свое мироощущение поэта-романтика, противопоставляя жизнь материальную […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Весна” Федор Тютчев по праву считается одним из основоположников русского романтизма. Однако, несмотря на то, что поэт основную часть жизни прожил за границей, а его и кумирам являлись Фридрих Шеллинг и Генрих Гейне, в творчества этого автора также прослеживаются исконно славянские традиции стихосложения. Примером этому является произведение “Весна”, написанное Федором Тютчевым в 1821, незадолго до поездки […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Memento” Стихотворение “Memento” (“Помни”) Тютчев посвятил императрице Александре Федоровне (1798-1860), супруге Николая I. За российского правителя она вышла замуж по любви. Впрочем, их брак нельзя назвать безоблачным. Его омрачали периодические измены Николая Павловича, особенно длительный роман с фрейлиной Варварой Аркадьевной Нелидовой (1814-1897), и расстроенное здоровье императрицы. Александра Федоровна часто болела. Не в последнюю очередь виной тому […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Ты, волна моя морская Бурный роман Федора Тютчева с юной Еленой Денисьевой открыл новую страницу в творчестве поэта. До этого момента он был довольно сдержан в вопросах, которые касались публичного проявления чувств, поэтому редко посвящал своим избранницам стихи. Елена Денисьева кардинально изменила жизнь Тютчева, привнеся в нее целую гамму новых и незабываемых ощущений. Бурный темперамент этой девушки, которая могла […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Как над горячею золой…” Антитеза, противопоставляющая обыденное прозябание ярким эмоциям романтика, организует поэтический текст, датированный 1829-30 гг. В основе лежит развернутое сравнение жизненного пути с образом свитка, отсылающее к античным и библейским источникам. Возможно, что текст содержит аллюзии на творчество современников Тютчева: в 1829 г. было опубликовано пушкинское “Воспоминание”, в котором герой “с отвращением” читает “длинный свиток” неприглядных поступков […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Как неожиданно и ярко…” Немолодой поэт тяжело переживал безвременную кончину Елены Денисьевой, своей трагической музы и гражданской жены. Летом 1865 г., в годовщину ее смерти, появился стихотворный текст, поражающий контрастным сочетанием светлых и трагических интонаций. Произведение начинается с пейзажной зарисовки, главной деталью которой становится радуга. Интересно, что в тексте не встречается прямое “будничное” наименование природного явления. Вместо этого автором […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Вечер” Тема природных зарисовок, преобладающая в лирике Тютчева, приобретает особую трактовку: она неотделима от философских размышлений автора. Пейзажные картины, служащие источником мыслей и впечатлений, представлены в динамике, противоборстве, трансформации. “Вечер”, создание которого относят к 1825-1829 гг., начинается с “фирменной” лексической анафоры “Как”. Функция стилистической фигуры, задействованной в разных эпизодах поэтического текста, изменчива: в первой строке она […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Видение” Тютчев – признанный певец ночи. Темному времени суток он посвятил множество стихотворений. В большинстве из них ночь представлена как период наибольшего одиночества человека. Душа теряет память о дневном существовании и получает шанс познать хаос, прикоснуться к древним тайнам Вселенной. “Видение”, датированное 1829 годом и впервые опубликованное в журнале “Галатея”, – великолепный образец философской лирики Тютчева, […]...
- Анализ стихотворения “Еще томлюсь тоской желаний…” Тютчева “Еще томлюсь тоской желаний…” (1848). Стихотворение посвящено памяти Элеоноры Тютчевой, жены поэта. Основная тема данного стихотворения – тема любви. Лирический герой поэта воспринимает любовное чувство как нечто вечное, неизменное: Твой милый образ, незабвенный, Он предо мной везде, всегда, Недостижимый, неизменный, Как ночыо на небе звезда… Образ возлюбленной вызывает следующие ассоциации поэта: “милый образ, незабвенный”, “недостижимый, […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Море и утес” Стихотворение “Море и утес” – образец политической лирики Тютчева. Оно написано как реакция на революционные события во Франции, произошедшие в 1848 году. Их главной задачей было установление гражданских прав и свобод. Итогом стало отречение короля Луи-Филиппа I и последующее избрание руководителем страны Луи-Наполеона Бонапарта. События во Франции – часть так называемой “весны народов”, серии европейских […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Близнецы” В зрелой лирике Тютчева к традиционным категориям противоречивости, непостижимости и трагизма бытия присоединяются темы земной любви-мучения и предчувствий смерти. Перечисленные особенности характерны для “денисьевского цикла”, к которому относят и “Близнецов”, написанных в 1850-51 гг. Композиция стихотворения построена на антитезе, получающей оригинальную авторскую трактовку. Художественный прием, призванный продемонстрировать несовместимость, контрастность понятий, в тютчевской трактовке лишен безусловности […]...
- Анализ стихотворения Умом Россию не понять Тютчева Стих Тютчева написано в тысяча восемьсот шестьдесят шестом году – это один из самых процитируемых и выдающихся стихотворений, к тому же одно из самых коротких так, как составлен всего из четырех строчек. Этот стих вынуждает каждое молодое поколение упираться в эти глубинные строки, которые написаны вечными фразами, так образно и точно определять – Российскую империю. […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Как сладко дремлет сад темно-зеленый…” Написанное в 1830-е годы стихотворение “Как сладко дремлет сад темно-зеленый…” относится к ранней пейзажно-философской поэзии Тютчева. Как и многие произведения Федора Ивановича, посвящено оно ночи и связанным с ней размышлениям. В первой строфе перед читателями предстает описание прекрасного сада. Восторг, испытываемый лирическим героем произведения, подчеркивается при помощи использования восклицательных предложений. В начале текста Федор Иванович […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Итак, опять увиделся я с вами…” Появление стихотворения связано с поездкой автора в родовое поместье Овстуг летом 1846 г. Тем же временем датирована первая редакция художественного текста, вторая версия появилась тремя годами позднее. В письме, адресованном супруге, поэт жалуется на “полнейшую и окончательную скуку”, захватившую его жизнь в деревне. Здесь же Тютчев пишет о “зачарованном мире детства”, который давно и бесследно […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Так в жизни есть мгновения…” Не секрет, что с возрастом люди начинают ценить самые светлые и счастливые мгновения своей жизни, придавая им особое значение. Правда, для многих эти удивительные минуты радости и покоя остаются в прошлом, поэтому приходится жить лишь воспоминаниями. Федору Тютчеву в этом отношении повезло гораздо больше, так как уже в зрелом возрасте он влюбился в юную Елену […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Весенняя гроза” (2) Федор Тютчев является одним из родоначальников романтизма в русской литературе. Поэт и дипломат, многие годы проживший за границей, сумел гармонично соединить в своем творчестве западные и славянские традиции, подарив миру десятки удивительных по красоте, ярких, образных и наполненных светом произведений. Одним из них является стихотворение “Весенняя гроза” , написанное в середине 50-х годов 19 века. […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Что ты клонишь над водами…” Необычный центральный образ, восходящий к отечественным фольклорным источникам, выделяет стихотворение 1835 г. из корпуса тютчевской лирики, для которой характерны торжественный стиль, обилие архаизмов и античных реминисценций. Скромная ива, склоненная над рекой, символизирует человека и его судьбу. Примечательно, что автор изображает только одну из двух частей иносказания, предоставляя читателю право реконструировать общий смысл поэтической зарисовки. Образ […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Всесилен я и вместе слаб “Всесилен я и вместе слаб…” – стихотворение, относящееся к раннему творчеству Тютчева. Точная дата его написания неизвестна. Наиболее вероятна версия, высказанная советским литературоведом и биографом поэта Пигаревым. По его мнению, произведение создано в 1810-е годы. В стихотворении прослеживается сильное влияние Раича – домашнего учителя Федора Ивановича, а также поэта и переводчика с древних языков. Именно […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Как дымный столп светлеет в вышине!…” Миниатюра “Как дымный столп светлеет в тишине!..”, написанная в конце 1840-х годов и состоящая всего из пяти строк, представляет собой прекрасный образец натурфилософской лирики Тютчева, которая занимает важнейшее место в его творческом наследии. Рассматриваемый текст начинается с восклицания, что обеспечивает ему фрагментарный характер. У читателя возникает ощущение, будто он случайно подслушал пару реплик в чьем-то […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Двум сестрам” В 1826 году Федор Тютчев сочетается браком с Элеонорой фон Ботимер, в которую 23-летний поэт влюбился без памяти. Его супруга отличалась удивительной красотой, но при этом имела весьма неуравновешенный характер. Именно это впоследствии привело к тяжелой болезни и преждевременной смерти женщины, которая не смогла оправиться после крушения корабля, на котором семья Тургеневых возвращалась в Россию. […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Дым” Два произведения, появившиеся весной 1867 г., передают авторскую оценку творения Тургенева – романа “Дым”, опубликованного несколькими неделями ранее. Содержание произведения Тютчеву не понравилось: поэт счел его излишне пессимистичным, лишенным патриотического пафоса. Первый критический отклик – эпиграмма, озаглавленная “И дым отечества нам сладок и приятен!”, – апеллирует к опыту прошлого. Цитируя державинский афоризм, лирический субъект противопоставляет […]...
- “Снежные горы” анализ стихотворения Тютчева Лирика Федора Ивановича Тютчева хорошо известна широкому читателю. Благодаря легкости восприятия и кажущейся простоте, стихи этого русского поэта легко запоминаются, поэтому их учат наизусть даже в детском саду. Как не вспомнить “Весеннюю грозу” или “Зима недаром злится…”. Преобладание пейзажей – одна из примет его лирики. Правильней будет называть ее пейзажно-философской. Но Философия поэта на самом […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Я очи знал,- о, эти очи! Федор Тютчев считается непревзойденным лириком русской литературы, который, как никто другой, умел передавать в своих стихах чувства и настроения. Многие его произведения посвящены природе, однако есть и отдельная страница творчества, связанная с женщинами, которых поэт по-настоящему любил. Одной из них является Елена Денисьева, с которой Тютчев, будучи женатым, прожил в гражданском браке 14 лет. Их […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Silentium” Стихотворение наиболее ярко иллюстрирует изменения в творческом мировоззрении поэта в связи с переломными событиями европейской истории начала 30-х годов XIX века – уходом эры романтизма и торжеством буржуазно-прагматической эпохи. Романтическая атмосфера – источник поэтического вдохновения Тютчева – была разрушена хаосом Июльской буржуазной революции. Мы видим, что лирический герой поэта не может расстаться с миром “безмолвных, […]...
- Анализ стихотворения Тютчева Еще томлюсь тоской желаний Глубокое лирическое произведение Ф. И. Тютчева “Еще томлюсь тоской желаний…” посвящено Элеоноре Петерсон, первой жене поэта. Они встретились во времена его молодости. Овдовевшая к двадцати шести годам женщина, с четырьмя сыновьями на руках, произвела на поэта неизгладимое впечатление. Она была умной, тонкой, образованной красавицей и вскоре они тайно поженились. Элеонора смогла окутать Тютчева таким вниманием […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “В разлуке есть высокое значенье…” Поэтическая миниатюра, датированная августом 1851 г., адресована Эрнестине Федоровне, второй супруге автора. Охлаждение в семейных отношениях было вызвано известием о новом романе Тютчева. Проблематика стихотворения сложна: она располагается на стыке любовной и философской тем, и пограничная позиция допускает двойственные трактовки короткого текста. Подобная противоречивость отчасти объясняется авторской интерпретацией понятия. В переписке поэта сохранились свидетельства двоякого […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Probleme” В начале 1830-х годов Тютчев написал стихотворение “Problème” (с французского – “Проблема”), относящееся к философской лирике. Впоследствии текст подвергся переработке. Второй вариант, сейчас считающийся главным, появился в конце 1850-х годов. Произведение включает в себя всего шесть строк, но в столь малом объеме поэту удалось сказать очень многое. Главная тема текста – неспособность человека в полной […]...
- Анализ стихотворения Тютчева О, как убийственно мы любим В первой же строфе этого лирического стихотворения Федор Тютчев приводит психологическое утверждение весьма странного явления. Используя обобщенное “мы”, поэт обращает внимание читателей на то, что губят как раз любимое. Тут же говорится о буйной и слепой страсти. Кстати, в самом названии неожиданно звучит сочетание “любить убийственно”, то есть это прекрасное чувство может и уничтожать. Далее […]...
- “Умом Россию не понять” анализ стихотворения Тютчева В своем наиболее известном произведении, четверостишии “Умом Россию не понять”, Тютчев поднимает Патриотическую тему. При этом Россия для поэта является не абстрактной отчизной, а воплощением великого русского духа. Стихотворение было написано 28 ноября 1866 года и записано Тютчевым на клочке бумаги, который сейчас хранится в Пушкинском доме. Впервые стихотворение было опубликовано в 1868 году. Философская […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Снежные горы” Точная дата написания стихотворения “Снежные горы” до сих пор остается невыясненной. Зачастую литературоведы приводят только возможные хронологические границы – от июня 1825 до 1829. Впервые текст в 1830 году опубликовал московский еженедельный журнал “Галатея”, издаваемый Семеном Егоровичем Раичем (1792-1855). При этом напечатан он был под общим заголовком (“В горах”) и с общей пометкой (“Сальцбург”) вместе […]...
- Анализ стихотворения “Не то, что мните вы, природа…” Тютчева “Не то, что мните вы, природа…” (1836). Природа в стихотворении одухотворена, очеловечена. Она внутренне близка и понятна человеку. Природа и человек образуют единство, поэтому вдохновение поэта созвучно с жизнью природы, которая изображается в движении, как участница событий человеческой жизни, как проявление Божественной мудрости: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Первый лист” Значительная часть стихотворений Тютчева посвящена природе. Некрасов в статье “Русские второстепенные поэты” (1850) среди ключевых черт таланта Федора Ивановича отмечал “любовь к природе, сочувствие к ней, полное понимание ее и уменье мастерски воспроизводить ее многообразные явления”. Поддерживали Николая Алексеевича и другие исследователи творчества Тютчева. Важную роль в пейзажной лирике Федора Ивановича всегда играла весна. Это […]...
- Анализ стихотворения Тютчева Летний вечер В лирике Федора Ивановича Тютчева теме природы отведено особое место. Именно с ней связаны самые искренние, светлые чувства и настроения известного поэта. Каждое явление окружающего мира вдохновляло его на создание очередного великого произведения. От волнений души, переживаний поэта тянется нить к созданию целостного образа природы и человека, наделенного качествами живого существа. Именно такое необыкновенное слияние […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Все отнял у меня казнящий бог Практически каждый человек в своей жизни вплотную подходит к той черте, за которой ему нужно будет держать ответ за свои поступки не перед окружающими, а перед Богом. Не избежал этой участи и Федор Тютчев, который незадолго до смерти переосмыслил свой жизненный путь, оказавшийся далеко не самым безоблачным и счастливым. Поэт существовал словно бы в параллельных […]...
- Анализ стихотворения Тютчева Весенняя гроза Русский поэт Ф. И. Тютчев создал стихотворение “Весенняя гроза” в 1828 году, но через 26 лет в 1854 году поэт решил дополнить свой шедевр второй строфой и скорректировать первую. В структуре стихотворения присутствуют четыре строфы. В первой устанавливается тема и основной образ, вторая и третья строфы описывают буйство и красоту грозы, четвертая – делает окончательный […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Душа хотела б быть звездой В старину было принято вести поэтические альбомы, куда записывались цитаты классиков либо произведения известных авторов. Девушкам в такие альбомы молодые люди вписывали стихи, которые нередко сочиняли в порыве вдохновения. Такой альбом был и у Эрнестины Тютчевой, второй супруги поэта. Именно там было записано стихотворение “Душа хотела б быть звездой” , дата создания которого неизвестна. Предположительно, […]...
- Анализ стихотворения Тютчева Последняя любовь Стихотворение было написано состоявшимся и зрелым Федором Тютчевым в первой половине 19 века, на границе 1852 -1854 годов, и вошло в цикл, названный “Денисьевским”, по отзывам критиков, самым известным и лирически напоенным. Жанр “Последней любви” отчетливо эллегичен, все оно наполнено светом, – прощальным, вечерним, ускользающим… У всех строк есть конкретный адресат: “Последняя любовь” посвящена возвышенно-трагическому […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “К. Б. (Я встретил вас – и все былое…) Федор Тютчев был дважды женат и при этом имел продолжительный роман с Еленой Денисьевой, с которой более 15 лет состоял в гражданском браке. Однако история умалчивает о многочисленных любовных увлечениях поэта, который обладал страстной натурой и обращал внимание на каждую хорошенькую женщину, которая попадала в поле его зрения. Будучи уже человеком весьма преклонного возраста, в […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Восток белел. Ладья катилась…” Произведение, датированное первой половиной 1830-х гг., поражает стройностью строфического рисунка: синтаксическое сходство четверостиший доведено до максимума. Лексическая анафора “восток”, начинающая каждый из трех катренов, соседствует с еще одним художественным приемом – градацией. Стилистическая фигура представлена рядом “белел” – “алел” – “вспылал”. На комплекс глаголов возложено несколько функций: он передает ход времени и связанные с ним […]...