Анализ стихотворения Тютчева “Есть в осени первоначальной…”

Стихотворение “Есть в осени первоначальной…” Ф. И. Тют­чева – одна из самых прекрасных, поэтичных, мелодичных и совершенных по степени художественного дарования элегий.

Элегия – жанр, в котором доминирует определенная фи­лософская направленность, мотив прощания, ухода, сохране­ния чистоты души. Ф. И. Тютчев использует образы природы для выражения сложного мира человеческой души. При этом в его художественном мире проявляется пристрастие именно к пограничным состояниям души и природы. Тютчевские эле­гии, мелодичные пейзажные

зарисовки – один из способов преодолеть жизненное одиночество.

Поэт неоднократно жало­вался на некие “припадки тоски”, которые порождало, веро­ятнее всего, ощущение конечности бытия.

Известно, что Федор Иванович не считал себя профессио­нальным поэтом. Его лирические откровения – чаще всего импровизации, зарисовки, сделанные по мотивам живых впе­чатлений. Поэт порой сам ощущал их незавершенность, не­достатки и огрехи.

Однако именно благодаря этим качествам они и становятся столь запоминающимися и реалистичными. Необработанный слиток золота порой ценнее и важнее юве­лирно отточенной

подделки.

В стихотворении проявляется излюбленная черта поэтики Ф. И. Тютчева – подчеркивание вертикальных координат ху­дожественного пространства. В мировоззрении поэта этот прием связан с идеей перехода от земной жизни к бессмертию, от земли к небу.

Первая строфа в этой связи представляет собой неболь­шую экспозицию. С осенью всегда в поэзии связан мотив за­вершения определенного жизненного цикла природы: весной все расцветает, летом – благоухает, а осенью природа гото­вится к зимнему сну. Ф. И. Тютчев тонко выделяет в осени особый период – первоначальный.

Именно в это время при­рода стоит как бы на грани расцвета своей красоты во всей полноте и неизбежности скорого увядания. Эпитет “хрусталь­ный” в полной мере характеризует хрупкость и кратковремен­ность этого периода. В последней строфе “И лучезарны вече­ра” Ф. И. Тютчев подчеркивает мотив света.

Во второй строфе поэт подчеркивает, что к осени заканчи­вается сбор урожая: “Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все”. Интересен ход в построении второй строфы: от обобщенной картины сбора урожая к тончайшей художественной детали: “Лишь паутины тонкий волос Бле­стит на праздной борозде”. Символично, что есть ощущение завершенности земледельческих работ, осознание важности их итогов, но при этом нет чувства беззаботной праздности. Простор и пустота вызывают у лирического героя лишь свет­лую печаль.

Однако хрупкая красота мира природы заставляет его, забыв про все, стоять и любоваться: “И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле”.

Таким образом, природа у Ф. И. Тютчева выполняет функ­цию гармонизирующего начала. Только в общении с природой человек способен познать ощущение вечности.

Глоссарий:

– анализ стихотворения тютчева есть в осени первоначальной

– есть в осени первоначальной анализ

– анализ стихотворения есть в осени первоначальной

– тютчев есть в осени первоначальной анализ

– Анализ Есть в осени первоначальной


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Тютчева “Есть в осени первоначальной…”