Анализ стихотворения Тютчева “Есть в осени первоначальной…”
Стихотворение “Есть в осени первоначальной…” Ф. И. Тютчева – одна из самых прекрасных, поэтичных, мелодичных и совершенных по степени художественного дарования элегий.
Элегия – жанр, в котором доминирует определенная философская направленность, мотив прощания, ухода, сохранения чистоты души. Ф. И. Тютчев использует образы природы для выражения сложного мира человеческой души. При этом в его художественном мире проявляется пристрастие именно к пограничным состояниям души и природы. Тютчевские элегии, мелодичные пейзажные
Поэт неоднократно жаловался на некие “припадки тоски”, которые порождало, вероятнее всего, ощущение конечности бытия.
Известно, что Федор Иванович не считал себя профессиональным поэтом. Его лирические откровения – чаще всего импровизации, зарисовки, сделанные по мотивам живых впечатлений. Поэт порой сам ощущал их незавершенность, недостатки и огрехи.
Однако именно благодаря этим качествам они и становятся столь запоминающимися и реалистичными. Необработанный слиток золота порой ценнее и важнее ювелирно отточенной
В стихотворении проявляется излюбленная черта поэтики Ф. И. Тютчева – подчеркивание вертикальных координат художественного пространства. В мировоззрении поэта этот прием связан с идеей перехода от земной жизни к бессмертию, от земли к небу.
Первая строфа в этой связи представляет собой небольшую экспозицию. С осенью всегда в поэзии связан мотив завершения определенного жизненного цикла природы: весной все расцветает, летом – благоухает, а осенью природа готовится к зимнему сну. Ф. И. Тютчев тонко выделяет в осени особый период – первоначальный.
Именно в это время природа стоит как бы на грани расцвета своей красоты во всей полноте и неизбежности скорого увядания. Эпитет “хрустальный” в полной мере характеризует хрупкость и кратковременность этого периода. В последней строфе “И лучезарны вечера” Ф. И. Тютчев подчеркивает мотив света.
Во второй строфе поэт подчеркивает, что к осени заканчивается сбор урожая: “Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все”. Интересен ход в построении второй строфы: от обобщенной картины сбора урожая к тончайшей художественной детали: “Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде”. Символично, что есть ощущение завершенности земледельческих работ, осознание важности их итогов, но при этом нет чувства беззаботной праздности. Простор и пустота вызывают у лирического героя лишь светлую печаль.
Однако хрупкая красота мира природы заставляет его, забыв про все, стоять и любоваться: “И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле”.
Таким образом, природа у Ф. И. Тютчева выполняет функцию гармонизирующего начала. Только в общении с природой человек способен познать ощущение вечности.
Глоссарий:
– анализ стихотворения тютчева есть в осени первоначальной
– есть в осени первоначальной анализ
– анализ стихотворения есть в осени первоначальной
– тютчев есть в осени первоначальной анализ
– Анализ Есть в осени первоначальной