Анализ стихотворения Тютчева “Альпы”

В натурфилософской лирике Тютчева образ гор играет важнейшую роль. Ему отведено главное место в ряде стихотворений, в их числе – “Утихла биза… Легче дышит…”, “Утро в горах”, “Хоть я и свил гнездо в долине…”.

Изображая горные пейзажи, Федор Иванович раскрывал идею двоемирия природы. Горы в его поэзии одновременно укоренены в земле и устремлены в небеса. Мир вершин человеку чужд, в этом пространстве обитают духи.

Днем оно светлое, ночью становится опасным, страшным. Образ гор раскрывается в стихотворении “Альпы”,

написанном в 1830 году. Метафорическая сторона произведения тесно связана с темами смерти и холода.

Первая строфа текста посвящена ночным горам. Перед читателями предстают помертвелые очи Альп, объятые льдистым ужасом и находящиеся под властью гибельных чар. Свергнуть зловещие оковы им удается во второй части стихотворения, когда наступает день и на свет появляется “вся воскресшая семья”, блестящая в венцах из золота.

По мнению советского литературоведа Наума Яковлевича Берковского, для Тютчева мир не имеет окончательных очертаний. Все предметы каждый день должны рождаться заново, подтверждать

себя. В “Альпах” Федор Иванович показывает процесс рождения утра в горах: тяжкий распад, происходивший ночью, сменяется блистательным пейзажем.

Темное время суток в лирике Тютчева – это почти всегда страшная пора, когда человек сталкивается с бездной, когда царит хаос, когда открывается возможность постичь тайны мироздания.

Некоторые исследователи творчества Федора Ивановича, в стихотворении “Альпы” видят не только яркое описание пейзажа, но и политический подтекст. Согласно их концепции, цепь горных вершин – аллегорическое изображение славянских народов. Приходящий с востока рассвет сначала озаряет самую высокую гору, то есть старшего брата. Скорей всего, здесь имеется в виду Российская империя.

Подобный взгляд на “Альпы” не лишен здравого смысла. Дело в том, что Тютчев хорошо общался с братьями Киреевскими – известными славянофилами. Дружба с ними оказала огромное влияние на мировосприятие поэта.

Славянские симпатии Федора Ивановича стали еще сильнее после знакомства с Вацлавом Ганкой – чешским деятелем национального возрождения. Его Тютчев считал “апостолом единения славян”, ему посвятил два стихотворения: “Ганке” (“Вековать ли нам в разлуке?..”, 1841) и “Так взывал я, так гласил я…” (1867).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Тютчева “Альпы”