Анализ стихотворения “Ты письмо мое, милый, не комкай…”
Стихотворение “Ты письмо мое, милый, не комкай…”.
Стихотворение “Ты письмо мое, милый, не комкай…” было написано А.А. Ахматовой в 1812 году и напечатано в сборнике “Четки”. Стихотворение посвящено мужу Ахматовой – Н. Гумилеву, оно создано в непростой период их отношений.
Произведение относится к любовной лирике, жанр его – любовное послание.
Стихотворение имеет кольцевую композицию. Начинается и заканчивается оно обращением героини к любимому:
Ты письмо мое, милый, не комкай. До конца его, друг, прочти.
Перед читателем предстает любовная история, в которой постепенно проясняются образы героя и героини. Мы понимаем, что в их отношениях не все хорошо и гармонично. Вероятно, между ними произошла какая-то размолвка, возможно, они расстались. Теперь же героиня хочет помириться с любимым, вернуть прежние чувства:
Не гляди так, не хмурься гневно, Я любимая, я твоя.
Не пастушка, не королевна И уже не монашенка я…
Однако время неумолимо бежит вперед, и оно меняет людей, их характеры и судьбы. Свой отпечаток наложило оно и на судьбу лирической героини.
Новый лик ее прост, в определенном смысле – “приземлен”. Она – “героиня будней”. В создании этого образа Ахматова использует характерные для акмеистов конкретные детали. Получается выразительный портрет:
В этом сером, будничном платье,
На стоптанных каблуках…
Но, как прежде, жгуче объятье,
Тот же страх в огромных глазах.
Однако натура ее осталась прежней, внутренний мир и отношение к жизни ее не изменились. Она по-прежнему верна герою и своему чувству.
В финале стихотворения возникает мотив нищего, странника. Вероятно, этот мотив возник в связи с поездкой Н. Гумилева за границу. И мы понимаем, что этим странником является возлюбленный героини. И она готова разделить с ним его участь:
Ты письмо мое, милый, не комкай,
Не плачь о заветной лжи,
Ты его в своей бедной котомке На самое дно положи.
Стихотворение написано анапестом. Ахматова использует различные средства художественной выразительности: эпитет (“о заветной лжи”), метафору (“Надоело мне быть незнакомкой, Быть чужой на твоем пути”), ряды однородных членов (“Не пастушка, не королевна И уже не монашенка я”).
И. Гурвич отмечал оригинальность любовной лирики Ахматовой. “Каковы бы ни были взаимоотношения мужчины и женщины, воспроизводимые классикой, их основа – чувство с положительным знаком, даже если это уходящее или минувшее чувство. И “несчастная любовь” не исключение, а аспект направленного изображения…; “несчастье” тут стоит в одном ряду с “безумным счастьем”, с “восторгом”, с “радостью”… Ахматова же фокусирует свой взгляд на любви-нелюбви, на переплетении и столкновении эмоциональных противоположностей, даже крайностей, на отсутствии подлинной, глубинной близости – при наличии интимности.
Поэзия осваивает особый, ранее не изображавшийся вариант схождения-расхождения.