Анализ стихотворения “Ты письмо мое, милый, не комкай…”

Стихотворение “Ты письмо мое, милый, не комкай…”.

Стихотворение “Ты письмо мое, милый, не комкай…” было написано А.А. Ахматовой в 1812 году и напечатано в сборнике “Четки”. Стихотворение посвящено мужу Ахматовой – Н. Гу­милеву, оно создано в непростой период их отношений.

Произведение относится к любовной лирике, жанр его – лю­бовное послание.

Стихотворение имеет кольцевую композицию. Начинается и заканчивается оно обращением героини к любимому:

Ты письмо мое, милый, не комкай. До конца его, друг, прочти.

Надоело мне быть незнакомкой, Быть чужой на твоем пути.

Перед читателем предстает любовная история, в которой по­степенно проясняются образы героя и героини. Мы понимаем, что в их отношениях не все хорошо и гармонично. Вероятно, между ними произошла какая-то размолвка, возможно, они рас­стались. Теперь же героиня хочет помириться с любимым, вер­нуть прежние чувства:

Не гляди так, не хмурься гневно, Я любимая, я твоя.

Не пастушка, не королевна И уже не монашенка я…

Однако время неумолимо бежит вперед, и оно меняет людей, их характеры и судьбы. Свой отпечаток наложило оно и на судь­бу лирической героини.

Она стала иной, уйдя от своих прежних образов: “не пастушка”, “не королевна”, “уже не монашенка”.

Новый лик ее прост, в определенном смысле – “приземлен”. Она – “героиня будней”. В создании этого образа Ахматова ис­пользует характерные для акмеистов конкретные детали. Полу­чается выразительный портрет:

В этом сером, будничном платье,

На стоптанных каблуках…

Но, как прежде, жгуче объятье,

Тот же страх в огромных глазах.

Однако натура ее осталась прежней, внутренний мир и отно­шение к жизни ее не изменились. Она по-прежнему верна герою и своему чувству.

В финале стихотворения возникает мотив нищего, странни­ка. Вероятно, этот мотив возник в связи с поездкой Н. Гумилева за границу. И мы понимаем, что этим странником является воз­любленный героини. И она готова разделить с ним его участь:

Ты письмо мое, милый, не комкай,

Не плачь о заветной лжи,

Ты его в своей бедной котомке На самое дно положи.

Стихотворение написано анапестом. Ахматова использует различные средства художественной выразительности: эпитет (“о заветной лжи”), метафору (“Надоело мне быть незнакомкой, Быть чужой на твоем пути”), ряды однородных членов (“Не пас­тушка, не королевна И уже не монашенка я”).

И. Гурвич отмечал оригинальность любовной лирики Ахма­товой. “Каковы бы ни были взаимоотношения мужчины и жен­щины, воспроизводимые классикой, их основа – чувство с по­ложительным знаком, даже если это уходящее или минувшее чув­ство. И “несчастная любовь” не исключение, а аспект направ­ленного изображения…; “несчастье” тут стоит в одном ряду с “безумным счастьем”, с “восторгом”, с “радостью”… Ахматова же фокусирует свой взгляд на любви-нелюбви, на переплетении и столкновении эмоциональных противоположностей, даже крайностей, на отсутствии подлинной, глубинной близости – при наличии интимности.

Поэзия осваивает особый, ранее не изображавшийся вариант схождения-расхождения.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения “Ты письмо мое, милый, не комкай…”