Анализ стихотворения “Творчество” Ахматовой А. А
В “Творчестве” (1936), первом стихотворении цикла “Тайны ремесла” (“Седьмая книга”), как бы вслед за пушкинской “Осенью” описывается творческий процесс поэта, в данном случае, естественно, собственный ахматовский. Его предваряет “какая-то истома”, задерживают на себе внимание разные звуки: бой часов, стихающий гром, наконец, чудятся человеческие голоса, “неузнанные и пленные”, – уже знакомые нам мотивы чьего-то голоса и “плена”, из которого нужно освободиться; “тайный круг” в этом же ряду: тайна должна
Постепенно из этого гула начинаешь вытаскивать отдельные слова”.
Упоминанием найденного “звука”
Все стихотворение состоит из четырехсложных или бессоюзных предложений, которые распределяются по четырем четверостишиям, не отделенным друг от друга, неравномерно, но симметрично: 3+5+3+5 строк, причем “пятистрочия” тоже делятся по принципу 2+3. Синтаксически первое четверостишие сцеплено со вторым, а третье с четвертым (параллельные сильные строфические переносы): “Неузнанных и пленных голосов/ Мне чудятся и жалобы и стоны”, “Ho вот уже послышались слова /И легких рифм сигнальные звоночки”, т. е. речь перебрасывается из строфы в строфу, не умещается на заданном пространстве, она тоже в поиске, в свободном потоке. Когда же наконец “послышались слова” и рифмы (сигналы к приходу других, созвучных слов), творчество становится понятным и легким процессом, когда поэту будто кто-то диктует: “Тогда я начинаю понимать, / И просто продиктованные строчки / Ложатся в белоснежную тетрадь”.
Ложатся сами. А “белоснежная” тетрадь – символ чистоты, высокого достоинства, даже святости творчества, гарантии бессмертия, о котором Ахматова написала позже, в миниатюре 1944 г.:
Наше священное ремесло
Существует тысячи лет…
С ним и без света миру светло.
Ho еще ни один не сказал поэт,
Что мудрости нет, и старости нет,
А может, и смерти нет.
“Творчество” написано в 1936 г., когда после длительного перерыва Ахматова вновь активизировала свою поэтическую деятельность и когда, по собственному признанию в позднейшей автобиографической заметке, изменился ее “почерк”, “голос уже звучит по-другому”, т. е. по-настоящему наступил второй большой этап развития ахматовской поэзии, творчество по-новому дало себя знать.