Анализ стихотворения Тройка Некрасова
Одна из главных новаторских черт творчества Н. А. Некрасова заключается в том, что поэт привнес в поэзию то, что раньше не было для нее характерным. Впервые в русской литературе быт и тяжелый крестьянский труд стали предметом высокой поэзии. Среди многих стихотворений Некрасова о народе самыми вдохновенными являются его произведения о русских женщинах.
В разные годы поэт размышлял о женской доле в поэмах “Мороз, Красный нос”, “Кому на Руси жить хорошо” (глава “Крестьянка”), в стихотворениях “Родина”, “Мать”,
Сюжетную основу стихотворения “Тройка” составляет рассказ о судьбе молодой крепостной крестьянки. Выйдя на дорогу, она провожает взглядом быстро мчащуюся тройку. Поэт размышляет о судьбе этой девушки.
Его размышления полны сочувствия к женской доле. Позиция Некрасова раскрывается и в избранной форме повествования. Стихотворение представляет собой открытое обращение к героине.
Поэт обращается к ней на “ты” и ведет разговор именно с ней, но она не слышит его, конечно, и пока не знает о своей горькой
Произведение имеет кольцевую композицию: его обрамляет поэтический образ промчавшейся тройки. Композиционно стихотворение делится на две части.
Первая часть – первые пять строф – рассказывает о настоящем героини. Вторая часть (6-12 строфы) – размышления поэта о будущем этой молодой девушки, о ее судьбе. И по настроению, и по содержанию части контрастны.
Образ крестьянской девушки представлен автором в традициях устной народной поэзии. В первой части девушка полна жизни и ожидания любви. Подбор удивительно красочных эпитетов создает яркий и запоминающийся образ: алая лента в волосах, черных как ночь, “румянец щеки”, “лукавый глазок”.
Но главное в том, что этот женский образ необыкновенно динамичен. Автор добивается такого эффекта, насыщая текст различными глагольными формами (бежишь торопливо; вьется алая лента; пробивается легкий пушок; смотрит бойко лукавый глазок; взгляд… полный чар, зажигающих кровь). Подчеркнута не только красота девушки, но и ее горячность, живость, которые так свойственны юности.
Кажется, что жизнь тоже должна улыбаться ей в ответ. Все в построении стиха указывает на то, что даже подходящая пара для девушки есть. Если сравнить вторую и третью строфы, то окажется, что рифмы нечетных строк третьей строфы перекликаются с рифмами четных строк второй строфы (торопливо – красиво – диво – игриво) – красота девушки словно бы созвучна красоте юноши. Славная бы вышла пара!
Но шестая строфа становится переломной в рассказе о будущем лирической героини. Многоточие после первых двух строк словно отделяет мечту от реальности. Поэт описывает типичную жизнь крестьянки:
Будет бить тебя муж-привередник И свекровь в три погибели гнуть.
Красавицу ждет беспросветная жизнь в повседневных трудах и заботах. Примитивное существование, тяжелый труд, побои неизбежно скажутся на ее внешности, жизнь потеряет смысл и радость. Беспощадно, точно и ярко изображает автор картину жизни замужней крестьянки.
Будущее безотрадно. После замужества девушку ждут одни только тяготы и заботы, а затем преждевременная старость и смерть. В нарисованной картине присутствуют и традиционные образы семейно-обрядовой поэзии: муж-привередник и злая свекровь.
Вместе с рассказом о будущей жизни меняется и сам женский образ. Разве можно назвать красавицей жену неряхи мужика? Вот почему в описании внешности героини на смену поэтичным эпитетам приходят совершенно прозаические детали:
Завязавши под мышки передник, Перетянешь уродливо грудь…
На смену красавице, “чернобровой дикарке”, приходит уродливая, замученная черной работой и забитая мужем-привередником и злой свекровью женщина. Ее горькое существование похоже на тяжкий беспробудный сон. Не скрашивают жизнь даже дети.
Динамичный образ стремительной и радостной девушки, весь устремленный вперед, в будущее, сменяется статичным женским портретом с выражением “тупого терпенья” и “вечного испуга”. И перемена эта не удивительна, потому что это путь от жизни к смерти – к вечному покою. Совсем как похоронный плач звучит 10-я строфа стихотворения:
И схоронят в сырую могилу,
Как пройдешь ты тяжелый свой путь, Бесполезно угасшую силу И ничем не согретую грудь.
Главное средство выразительности, которое использует Некрасов в данном произведении, – это прием контраста. На нем построена и основа сюжета, и композиция стихотворения.
Прием контраста проявляется и в постепенной смене мажорных эпитетов (легкий пушок; лукавый глазок; подбоченясь красиво; игриво вьется) на прозаизмы (неряха мужик; тупое терпенье; перетянешь уродливо грудь; в три погибели гнуть).
Трехстопный анапест – размер, которым написано стихотворение, – позволяет воспринимать его как песню. Оно было положено на музыку – это известный романс (романсом стала первая часть стихотворения – лирический эпизод встречи героини с “проезжим корнетом”).
Стихотворение заканчивается многоточием. Но последняя строфа проникнута таким чувством горечи, что читателю и не нужно ничего объяснять. Героиня бессильна – ей не нагнать “бешеной тройки”. Тройка – красивая метафора, символизирующая быстротечность земной жизни.
Она проносится так молниеносно, что человек не успевает даже осознать смысла своего существования, а уж тем более что-либо изменить в своей судьбе. Тройка – это и символический образ мечты каждой девушки о счастье.
Мотив несбывшихся надежд и мечтаний звучит в последних двух строфах, которые содержат ответ на поставленные в начале стихотворения вопросы: “Что ты жадно глядишь на дорогу?..”, “И зачем ты бежишь торопливо?..”:
Не гляди же с тоской на дорогу,
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда заглуши!
Не нагнать тебе бешеной тройки:
Кони крепки, и сыты, и бойки, –
И ямщик под хмельком, и к другой Мчится вихрем корнет молодой…
Развернутый ответ на вопрос о женском счастье Некрасов даст в своем творчестве много позже – в поэме “Кому на Руси жить хорошо” (в главе “Крестьянка”). Трагическая участь русской женщины-крестьянки и нереализованные возможности народа в дальнейшем станут для Некрасова главными темами творчества.