Анализ стихотворения Толстого “Земля цвела. В лугу, весной одетом…”



Тема вдохновляющего душу пробуждения природы, знаковая для толстовской поэтики, развивается в произведении 1875 г. Написанное в последние месяцы жизни, стихотворение отражает итоговые размышления автора о психологических изменениях, навеянных весенними радостными днями, и тайне творчества, связанной с божественным началом.

Философским выводам предшествует пейзажная зарисовка. Поэт изображает весну, уверенно вступившую в свои права: в эпизоде отсутствуют упоминания о резких звуках и суетливых движениях, сопровождающих первые дни робкого

тепла. Покой и тишина – главные приметы гармоничной картины.

Ее обобщенные детали, представленные в зачине, привлекают зрелой роскошью: облик цветущей земли дополняется образом луга, охарактеризованного броской метафорической формулой “весной одетый”. Показателен и временной ориентир лирической ситуации – раннее утро, “легкий сон”, промежуток между сумерками и рассветом. Пейзаж завершается тонким замечанием лирического “я”, сумевшего ощутить присутствие тайных “могучих сил” среди общей неподвижности.

Вторая строфа конкретизирует положение героя-созерцателя: он

находится под сводом деревьев, наблюдая окружающее пространство “сквозь узор ветвей”. За визуальными образами следуют обонятельные, передающие благоухание цветущих трав. В эпизоде продолжает развиваться “сумеречная” тема. Она находит выражение в сравнении с дымом и определении, основанном на оксюмороне, – “прозрачный мрак”.

Сомнения, порожденные растущим душевным беспокойством, отражаются при помощи риторического вопроса.

Содержание центрального восьмистишия не связано с реалистическими картинами пейзажа. Кульминационная сцена посвящена восторженным ощущениям души, которая полностью погружена в природную гармонию, слита с ней в “порыве неудержимом”. Непривычный, принципиально иной статус исключает влияние житейского тлена и приносит неизведанные чувства, сравнимые с полетом “без крыл”.

Последние октавы продолжают авторские размышления о сущности внутренней трансформации, связывая ее с темой поэтического дара. Душа, освобожденная от земных сетей, воскресает для новой жизни. Формулировка, определяющая суть творческого процесса, соотносится с идеями художников-импрессионистов: герой усматривает источник вдохновения в загадочных переменах “полусна”, мимолетного промежутка между “сном и бденьем”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Толстого “Земля цвела. В лугу, весной одетом…”