Анализ стихотворения Толстого “Замолкнул гром, шуметь гроза устала…”
Наибольшее количество стихотворений Алексей Константинович Толстой создал в 1850-е годы. В частности, речь идет о пейзажной зарисовке “Замолкнул гром, шуметь гроза устала…”. По словам самого графа, на его становление как поэта сильнее всего повлияла природа, в окружении которой он рос.
Восхищение красотами родных краев – главная особенность пейзажного творчества Толстого. Алексей Константинович придерживался идей “чистого искусства”. Он считал, что поэт не обязан приносить обществу пользу.
По его мнению, основное назначение
В стихотворении “Замолкнул гром, шуметь гроза устала…” отсутствует лирический герой, что характерно для “чистого искусства”. Описание природы дается без сопоставления с человеческими чувствами, мыслями. Упоминание о людях появляется только в заключении. В двух последних строках поэт обращается к неизвестному персонажу с просьбой не топтать дрожащие цветы, наполненные водой после дождя.
В этом призыве сконцентрировано столько душевной боли, столько жалости по отношению к уничтожаемым человеком
Толстой тонко чувствовал красоту природы, был сильно привязан ко всему земному, хотя душой и устремлялся в “иные миры”. Он обладал талантом рисовать объемные картины посредством использования нескольких образов, несложных средств художественной выразительности. В анализируемом стихотворении первенство отдано олицетворениям: гром замолкнул, гроза устала шуметь, сияет полоса лазури.
Алексею Константиновичу посчастливилось много путешествовать. Немало времени провел он в Италии, Англии, Франции и Германии. Тем не менее, любимым местом графа на протяжении всей жизни оставалось имение Красный Рог, расположенное в Черниговской губернии.
Именно там он провел детские годы. Туда часто приезжал в зрелом возрасте, чтобы поохотиться, отдохнуть от городской суеты. Благодаря живописной природе Красного Рога появились на свет многие шедевры пейзажной лирики графа.
Сейчас бывшее имение Алексея Константиновича превращено в его музей-усадьбу. На прилежащей территории располагается могила Толстого.
- Анализ стихотворения Державина Гром Стихотворение Г. Р, Державина написано в 1806 году, в то время, когда поднимается проблема мироощущения человека – его одиночество средь сил природы и его единение с ними; его слабость и сила перед стихией; его размышления о том, если Бог или человек – царь Вселенной. Эти проблемы и рассматриваются поэтом в стихотворении “Гром”. Лирическое произведение Державина […]...
- Анализ стихотворения “Гром” Державина Г. Р Стихотворение Г. Р, Державина написано в 1806 году, в то время, когда поднимается проблема мироощущения человека – его одиночество средь сил природы и его единение с ними; его слабость и сила перед стихией; его размышления о том, если Бог или человек — царь Вселенной. Эти проблемы и рассматриваются поэтом в стихотворении “Гром”. Лирическое произведение Державина […]...
- Анализ стихотворения “Гроза” Заболоцкий “Гроза”. В стихотворении не только декларируется родство природы с духовной жизнью человека: в картине приближения грозы проступает сходство с творчеством, с рождением поэзии: Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую ночь вдохновенья, Человеческий шорох травы, вещий холод на темной руке, Эту молнию мысли и медлительное появленье Первых дальних громов – первых слов на родном языке. […]...
- Анализ стихотворения Тютчева Ф. И. “Весенние гроза” “Люблю грозу в начале мая…”- так начинается стихотворение Тютчева “Весенняя гроза”, написанное им за границей в начале 1850-х годов. В его названии прилагательное “весенняя” привносит определенный смысл: весна для Тютчева – символ обновления природы и человеческой души. Вот почему все стихотворение наполнено дыханием “настоящего, счастливого” майского дня. Построенное как монолог лирического героя, оно трогает искренностью […]...
- Анализ стихотворения Батюшкова “Гремит повсюду страшный гром…” В письме Батюшкова к Дашкову, датированном августом 1812 года, содержится стихотворение под названием “На членов Вольного общества любителей словесности”. Произведение представляет собой эпиграмму, направленную против литературно-общественной организации Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, с перерывами осуществлявшее деятельность в период с 1801 по 1826. У его истоков стояли выпускники гимназии при Академии наук, при этом […]...
- “Весенняя гроза” анализ стихотворения Тютчева Отличительная особенность раннего стихотворения Ф. И. Тютчева “Весенняя гроза” – его двойная датировка. Стихотворение было написано поэтом в 1828 году во время его пребывания в Германии и опубликовано в журнале “Галатея”. Тютчев вернулся к произведению спустя четверть века, в 1854 году: во втором варианте была переработана первая строфа и добавлена вторая строфа. Основной темой стихотворения […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Весенняя гроза” (2) Федор Тютчев является одним из родоначальников романтизма в русской литературе. Поэт и дипломат, многие годы проживший за границей, сумел гармонично соединить в своем творчестве западные и славянские традиции, подарив миру десятки удивительных по красоте, ярких, образных и наполненных светом произведений. Одним из них является стихотворение “Весенняя гроза” , написанное в середине 50-х годов 19 века. […]...
- Анализ стихотворения Тютчева Весенняя гроза Русский поэт Ф. И. Тютчев создал стихотворение “Весенняя гроза” в 1828 году, но через 26 лет в 1854 году поэт решил дополнить свой шедевр второй строфой и скорректировать первую. В структуре стихотворения присутствуют четыре строфы. В первой устанавливается тема и основной образ, вторая и третья строфы описывают буйство и красоту грозы, четвертая – делает окончательный […]...
- Анализ стихотворения Заболоцкого Гроза В стихотворении рассказывается о привычном в наших широтах природном явлении – грозе, ее можно считать главной героиней этого произведения. Используя литературные образы, автору удается представить в образе грозы неотвратимость жизненных испытаний, близость человека и природы. Стихотворение начинается с великолепного описание пейзажей, чувствуется любовь автора к родной природе и тоска человека, лишенного возможности вкушать радость от […]...
- Анализ стихотворения Заболоцкого Н. А. “Гроза идет” Пейзажная лирика Н. А. Заболоцкого всегда философична по сути. Это же качество присуще в полной мере стихотворению “Гроза идет”. В образе грозы выражается мотив жизненных испытаний. Для создания чувства неотвратимости этих препятствий Н. А. Заболоцкий использует анафорические повторы (“Движется…”, “Сколько раз…”), инверсию (“Туча… движется, огромна и тягуча, с фонарем в приподнятой руке”). Основным изобразительно-выразительным средством […]...
- Анализ стихотворения Заболоцкого Гроза идет В конце 1957 года Н. А. Заболоцкий написал стихотворение под названием “Гроза идет”. Он очень любил красоту российских лесов и полей и часто восхвалял ее в своих работах. Данный стих относится к философскому стилю написания. Читателю с первых строк становится понятно, что в произведение идет речь, о таком природном явление, как гроза. Вначале поэт часто […]...
- Анализ стихотворения “Гроза идет” Заболоцкого Н. А “Гроза идет” Пейзажная лирика Н. А. Заболоцкого всегда философична но сути. Это же качество присуще в полной мере стихотворению “Гроза идет”. В образе грозы выражается мотив жизненных испытаний. Для создания чувства неотвратимости этих препятствий Н. А. Заболоцкий использует анафорические повторы (“Движется…”, “Сколько раз…”), инверсию (“Туча… движется, огромна и тягуча, с фонарем в приподнятой руке”). Основным […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Где гнутся над омутом лозы “Где гнутся над омутом лозы…” – небольшая баллада графа Алексея Константиновича Толстого, датированная 1840-ми годами. Ее сюжет легко умещается в пару строк: мать засыпает на берегу водоема. Пока она наслаждается сном, ее сын слышит голоса стрекоз. Насекомые завлекают мальчика, зовут его за собой. Финал произведения остается открытым. Неизвестно, отправился ли ребенок вслед за насекомыми и […]...
- Мой пес по кличке Гром У моего дедушки Васи сейчас живет собака Гром. Он красивый пес, но немного глупый. Он даже не умеет гавкать. Каждый раз, когда я и мои родители приезжаем на дачу, мы выгуливаем Грома. Он у дедушки на цепи сидит. Когда мы с ним идем гулять, то прицепляем его на семиметровый поводок. На нем он чувствует себя […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Благовест” У каждой религии есть свои символы и характерные черты. В православии одной из таких отличительных особенностей является колокольный звон, которому приписывают способность очищать человеческие души от скверны. Попытки передать словами те ощущения, которые испытывает человек, слыша его, предпринимались неоднократно. Однако самая удачная из них по праву принадлежит Алексею Толстому, который в 1840 году написал свое […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Грядой клубится белою Период с 1851 по 1859 год – время, когда Алексей Константинович Толстой полностью посвятил себя поэзии. За восемь лет он создал около девяноста стихотворений. Затем наступило длительное затишье. К лирическому творчеству литератор вернулся лишь в первой половине семидесятых годов. Основной мотив толстовской поэзии середины девятнадцатого столетия – несчастная любовь. Объектом воздыханий графа была Софья Миллер. […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Вот уж снег последний в поле тает Блистательный камер-юнкер и талантливый поэт, Алексей Толстой и не предполагал, что роман с замужней женщиной сыграет в его судьбе роковую роль. От 30-летнего графа не только отвернулись родственники и знакомые, но и карьера при дворе благодаря скандалу оказалась под угрозой. В итоге поэт вынужден был поселиться в самом дальнем родовом имении, отказавшись от встреч со […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Как здесь хорошо и приятно…” В начале 1850-х годов Алексей Константинович Толстой познакомился с Софьей Андреевной Миллер. Женщина не могла похвастаться симпатичным лицом, зато она была хорошо образована, обаятельна и общительна. Сердце писателя ей удалось покорить без особого труда. Спустя короткое время после первой встречи Толстой посвятил возлюбленной стихотворение “Средь шумного бала, случайно…”, ставшее впоследствии широко известным и положенное на […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Лишь только один я останусь с собою Графу Алексею Толстому пророчили блестящее будущее, однако он отказался от титулов и должностей ради любви к замужней женщине. Избранницей молодого камер-юнкера, увлекающегося поэзией, стала Софья Миллер, супруга полковника, с которой граф познакомился на балу. Женщина ответила своему ухажеру взаимностью, и вскоре об этом романе уже судачил весь Санкт-Петербург. Конечно, подобными взаимоотношениями в то время никого […]...
- Анализ стихотворения Лермонтова “Гроза” Художественная манера поэта формировалась под знаком романтизма. По этой причине его лирический герой приобретает черты сильной личности, борца и мятежника, трагического любовника и страдальца. Он противостоит “ветхому миру”, и одиночество становится расплатой за вызов общественным порядкам. В “Грозе”, датированной 1829-1830 гг., бесстрашный герой-романтик изображается на фоне природной стихии. Произведение построено в форме страстного монолога, однако […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Коль любить, так без рассудку…” 1850-е годы – расцвет стихотворного творчества Алексея Константиновича Толстого. В промежуток с 1851 по 1859 им было написано порядка девяти десятков лирических произведений. Затем последовал весьма длительный перерыв. К сочинению стихотворений поэт вернулся лишь в 1870-е. В наиболее плодотворный период создана популярная миниатюра “Коль любить, так без рассудку…” (1854), впервые опубликованная в журнале “Современник”. Лирический […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Волки” Ранний период творчества Алексея Толстого овеян мистикой. Нет, чего-то необычного в карьере молодого камер-юнкера, который открыл в себе писательский талант, не было. Однако свои первые произведения этот автор неизменно выдерживал в фантастическом ключе. Основой для полета фантазии Толстого служили народные придания о нечисти, которыми поэт увлекался с самого детства. Оборотни, лешие, упыри и черти настолько […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Милый друг, тебе не спится Потомственный дворянин и дипломат, Алексей Толстой писал стихи ради развлечения, не предполагая, что войдет в историю русской литературы как весьма одаренный поэт. Сам автор поначалу даже стеснялся публиковаться под собственным именем, взяв себе псевдоним – Алексей Краснорожский. Об увлечении Толстого знали лишь немногие его друзья и родственники. Последние, включая мать, не одобряли литературных экспериментов молодого […]...
- Человек и природа (по поэзии “Гром” и рассказу “Первинка”) Николай Винграновский родился в городе Первомайске на Николаевщине в крестьянской семье. С детства ощущается сильная связь с окружающей его красотой природы. Много писателей воспевают свой родной край, выражают свою любовь к нему, восхищаются его неповторимостью. Одним из таких писателей является Николай Винграновский. В поэзии “Гром” ярко воспроизведена картина летной грозы. По обыкновению гром пугает людей, […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Нас не преследовала злоба…” В январе 1851 года жизнь Алексея Константиновича Толстого навсегда изменилась. На маскараде, проходившем в Большом театре, граф познакомился с Софьей Андреевной Миллер. Изначально женщина, скрывавшая свое лицо под маской, приглянулась Тургеневу. Тот пригласил ее на встречу и захватил с собой Толстого. В итоге Иван Сергеевич в даме разочаровался. Позже он написал, что увидел “лицо чухонского […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Тебя так любят все! Один твой тихий вид…” Главная черта нежной и улыбчивой героини любовной лирики Толстого – кротость. Тихая и добросердечная дама полна сочувствия к печалям и скорби окружающих. Ее участие, отзывчивость и терпение, адресованные близким, сродни самопожертвованию: лирическое “я” отмечает строгость, холодность и даже безжалостность приветливой женщины к собственной персоне. В душе возлюбленной скрыта загадка: ее улыбка грустна, а глаза остаются […]...
- В чем смысл названия драмы по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Для каждого из героев гроза представляет собой абсолютно разные понятия. Для Катерины она – источник страхов, предвестник несчастья: “Гроза! Побежим домой! Поскорее!” Для Тихона гроза – это жизнь у матери, ее власть над ним, а точнее неволя: “Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Меня, во мраке и в пыли…” Любовь – центральное понятие философской доктрины, нашедшей выражение в толстовской лирике. Убежденный в неземном происхождении высокого чувства, герой ” Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…” обещает избраннице счастливую встречу – воссоединение всех душ, которое случится по ту сторону “неволи”, “земного горя”. В стихотворении, датированном 1851-1852 гг., автор развивает тему любви как божественного дара, преображающего человека. […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Дождя отшумевшего капли…” Соотнесение пейзажной картины с внутренним состоянием лирического “я” – отличительная черта толстовской поэтики. По принципам параллелизма построена композиция раннего стихотворения, написанного в 1840-х гг. Оно начинается с изображения тихого теплого вечера. Природа умыта дождем, и его следы еще остались на посвежевшей листве. Легкий стук капель и слабый шелест деревьев создают атмосферу спокойствия, которая подчеркивается лексической […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Господь, меня готовя к бою…” Стихотворение “Господь, меня готовя к бою…” впервые появилось на страницах “Русской беседы” в 1857 году. Оно посвящено теме предназначения поэта и поэзии, которую рано или поздно затрагивает в своем творчестве каждый настоящий поэт. В произведении Алексей Константинович Толстой развивает мотив, встречающийся в пушкинском “Пророке”, при этом демонстрируя несколько иной взгляд на него. У Александра Сергеевича […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Край ты мой, родимый край!…” В 1850-х годах Толстой создает большую часть своего стихотворного наследия. К этому периоду относится и известная миниатюра “Край ты мой, родимый край!..”. Удивительно, как при помощи всего восьми строк поэту удалось создать очень тонкий и емкий образ России. Причем взгляд Алексея Константиновича направлен будто в глубь истории. Прошлое родной страны вызывало неподдельный интерес графа. Перу […]...
- Анализ стихотворения “Полями пахнет, – свежих трав…” Бунин “Полями пахнет, – свежих трав…” (1901). Первоначально стихотворение было озаглавлено “Под тучей”, но затем поэт снял название, придав всему произведению обобщающий смысл. В стихотворении запечатлено ожидание природы перед грозой, когда все замерло, “и снова сумрак и томленье”: Полями пахнет, – свежих трав, Лугов прохладное дыханье! От сенокосов и дубрав Я в нем ловлю благоуханье. А. […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Хорошо, братцы, тому на свете жить Поэт Алексей Толстой вошел в историю русской литературы как лирик и романтик. Однако среди его произведений можно найти стихи, в которых автор ищет смысл жизни и пытается понять, какими качествами должен обладать человек, чтобы быть по-настоящему счастливым. Этой теме автор посвятил свое стихотворение “Хорошо, братцы, тому на свете жить…” , написанное в 1858 году. Навеяно […]...
- Сочинение на тему: “Весенняя гроза” по Тютчеву < p>”Люблю грозу в начале мая!”. Наверное, нет человека, который бы с этими словами не был знаком. Именно так начинается стихотворение Федора Тютчева “Весенняя гроза”. < p>Поэт описывает весеннюю грозу, знакомую каждому. Первая гроза в сезоне – это всегда необычное событие, почти праздник. Все уже отвыкли от громового грохота и молний, но вот налетает весенняя […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Мадонна Рафаэля” “Сикстинская Мадонна” – картина итальянского художника Рафаэля Санти, общепризнанный шедевр искусства эпохи Возрождения. Значительная часть ученых склоняется к тому, что полотно создавалось для алтаря церкви, находившейся при монастыре Святого Сикста в Пьяченце. Заказал его папа Юлий II. В 1754 году “Сикстинская Мадонна” оказалась в дрезденской Галерее старых мастеров. Спустя несколько десятилетий картина получила восторженные отзывы […]...
- Анализ стихотворения Фета “Зреет рожь над жаркой нивой…” Вторая половина девятнадцатого века в литературной России отмечена борьбой представителей “натуральной школы” и “чистого искусства”. Концептуальное различие между двумя течениями заключалось в отношении к отражению социальных проблем в творчестве. Сторонники “натуральной школы” считали, что в художественных произведениях должны быть описаны народные беды, политическая ситуация. Главным методом при этом становился реализм. Приверженцы “чистого искусства” старались в […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Бор сосновый в стране одинокий стоит…” В начале 1840-х годов состоялся поэтический дебют Алексея Константиновича Толстого. “Листок для светских людей” без подписи опубликовал стихотворение “Бор сосновый в стране одинокой стоит…”. В тексте видно явное влияние творчества Лермонтова. Конкретнее – его известного стихотворения “Когда волнуется желтеющая нива…”. В обоих случаях прекрасный пейзаж становится поводом для размышлений лирического героя, проникнутых элегическими настроениями. У […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Не верь мне, друг, когда, в избытке горя Роковая встреча Алексея Толстого и Софьи Миллер состоялась в 1852 году, и уже через несколько месяцев они стали любовниками. Роман стал достоянием общественности, и до определенного момента к нему относились со снисходительной вежливостью, так как подобные взаимоотношения если и не поощрялись, то уж точно не порицались в высшем свете. Однако Алексей Толстой отказался играть по […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Ты клонишь лик, о нем упоминая…” Расцвет лирической темы в творчестве Толстого приходится на 1850-е гг. Искренность интонаций, мудрость позиции лирического “я”, психологическая точность и простота стиля – качества, объясняющие неувядающую свежесть толстовских творений. Стихотворение, датированное 1858 г., обращено к юной героине, переживающей пору первой любви. Печальное настроение девушки, которое выражают наклон головы и прилившая к лицу кровь, порождает сочувственную реакцию […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Смеркалось, жаркий день бледнел неуловимо…” Своеобразной отправной точкой, из которой развивается лирическая ситуация в творениях Толстого, служит воспоминание. Оно часто связано с темой любви. В стихотворении ” С тех пор как я один, с тех пор как ты далеко…” герою, погруженному в “тревожный полусон”, видится “тихий кроткий лик” возлюбленной, ее сочувственная улыбка. Красота женского образа, явленного воспоминанием, всегда возвышенна, озарена […]...