Анализ стихотворения Толстого “Волки”
Ранний период творчества Алексея Толстого овеян мистикой. Нет, чего-то необычного в карьере молодого камер-юнкера, который открыл в себе писательский талант, не было. Однако свои первые произведения этот автор неизменно выдерживал в фантастическом ключе.
Основой для полета фантазии Толстого служили народные придания о нечисти, которыми поэт увлекался с самого детства. Оборотни, лешие, упыри и черти настолько заинтересовали автора, что в течение первых нескольких лет своей литературной деятельности он постоянно обращался к этой тематике.
В
Характеризуя лесных гостей, поэт отмечает: “Их ничто не пугает”. И действительно, собаки, чувствуя
Вторая часть стихотворения постепенно проливает свет на то, кто же скрывается под личиной лестных обитателей. “Волки церковь обходят осторожно кругом”, – вот первая подсказка, которую дает читателям Толстой. Далее он указывает на то, что непрошенные гости подходят к корчме и внимательно прислушиваются, чтобы понять, “не ведутся ль там грешные речи?”. Эти намеки лишь нагнетают страсти и создают образ существ из потустороннего мира, которые наделении достаточно большой властью.
Это действительно так, но поэт подчеркивает, что убить волков не составляет труда. Для этого нужно лишь использовать “тринадцать картечей”, которые забиты козьей шерстью. Вооружившись таким образом, можно смело стрелять по волкам, которые непременно погибнут, не предприняв ни одной попытки к спасению. Однако истина откроется лишь наутро, когда все увидят “лежащих девять мертвых старух”.
Именно они, являясь оборотнями, так долго наводили страх на окрестные села и бесчинствовали. Но и на этих мистических существ, по мнению поэта, можно найти управу, ведь “с нами сила господня”.
- Анализ стихотворения Толстого “Благовест” У каждой религии есть свои символы и характерные черты. В православии одной из таких отличительных особенностей является колокольный звон, которому приписывают способность очищать человеческие души от скверны. Попытки передать словами те ощущения, которые испытывает человек, слыша его, предпринимались неоднократно. Однако самая удачная из них по праву принадлежит Алексею Толстому, который в 1840 году написал свое […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Вот уж снег последний в поле тает Блистательный камер-юнкер и талантливый поэт, Алексей Толстой и не предполагал, что роман с замужней женщиной сыграет в его судьбе роковую роль. От 30-летнего графа не только отвернулись родственники и знакомые, но и карьера при дворе благодаря скандалу оказалась под угрозой. В итоге поэт вынужден был поселиться в самом дальнем родовом имении, отказавшись от встреч со […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Забыл свою веру, забыл свой язык! Многие поэты начинают свой творческий путь с любовной либо пейзажной лирики, и лишь в зрелом возрасте обращаются к социально значимым или общественно-политическим темам. У Алексея Толстого, который вошел в русскую литературу благодаря историческим поэмам и романтическим стихам, все произошло с точностью до наоборот. Являясь современником Лермонтова и восхищаясь смелостью этого поэта, толстой под воздействием гражданской […]...
- “Волки!”, анализ рассказа Шукшина Жанровые особенности “Волки!” Шукшина – рассказ-характер. Характеры тестя и зятя проявляются не только через столкновение друг с другом, но и через столкновение со стихией – волками. Проблематика Нравственная проблематика рассказа связана с тем, каким должен быть человек. Проверку на человечность не проходит ни Иван, ни Наум, хотя и по разным причинам. Наум готов на любую […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Край ты мой, родимый край!…” В 1850-х годах Толстой создает большую часть своего стихотворного наследия. К этому периоду относится и известная миниатюра “Край ты мой, родимый край!..”. Удивительно, как при помощи всего восьми строк поэту удалось создать очень тонкий и емкий образ России. Причем взгляд Алексея Константиновича направлен будто в глубь истории. Прошлое родной страны вызывало неподдельный интерес графа. Перу […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Нас не преследовала злоба…” В январе 1851 года жизнь Алексея Константиновича Толстого навсегда изменилась. На маскараде, проходившем в Большом театре, граф познакомился с Софьей Андреевной Миллер. Изначально женщина, скрывавшая свое лицо под маской, приглянулась Тургеневу. Тот пригласил ее на встречу и захватил с собой Толстого. В итоге Иван Сергеевич в даме разочаровался. Позже он написал, что увидел “лицо чухонского […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Лишь только один я останусь с собою Графу Алексею Толстому пророчили блестящее будущее, однако он отказался от титулов и должностей ради любви к замужней женщине. Избранницей молодого камер-юнкера, увлекающегося поэзией, стала Софья Миллер, супруга полковника, с которой граф познакомился на балу. Женщина ответила своему ухажеру взаимностью, и вскоре об этом романе уже судачил весь Санкт-Петербург. Конечно, подобными взаимоотношениями в то время никого […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Не ветер, вея с высоты Зимой 1850 года блистательный камер-юнкер Алексей Толстой знакомится на балу с Софьей Миллер и без памяти влюбляется в эту женщину, которая отвечает ему взаимностью. Пару не смущает тот факт, что Софья Миллер состоит в законном браке с гвардейским полковником, который обладает довольно жестким нравом. Трудно сказать, на что рассчитывали любовники, когда клялись друг другу в […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Ты знаешь, я люблю там Блестящий камер-юнкер и дипломат, молодой Алексей Толстой подавал огромные надежды. Ему пророчили прекрасную карьеру при дворе, но лишь до тех пор, пока достоянием общественности не стал тот факт, что этот баловень судьбы увлекается поэзией. Скрывать свое творчество Толстой посчитал неуместным, и это стало своеобразным вызовом не только семье, но и высоким покровителям, от которых зависела […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Милый друг, тебе не спится Потомственный дворянин и дипломат, Алексей Толстой писал стихи ради развлечения, не предполагая, что войдет в историю русской литературы как весьма одаренный поэт. Сам автор поначалу даже стеснялся публиковаться под собственным именем, взяв себе псевдоним – Алексей Краснорожский. Об увлечении Толстого знали лишь немногие его друзья и родственники. Последние, включая мать, не одобряли литературных экспериментов молодого […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Коль любить, так без рассудку…” 1850-е годы – расцвет стихотворного творчества Алексея Константиновича Толстого. В промежуток с 1851 по 1859 им было написано порядка девяти десятков лирических произведений. Затем последовал весьма длительный перерыв. К сочинению стихотворений поэт вернулся лишь в 1870-е. В наиболее плодотворный период создана популярная миниатюра “Коль любить, так без рассудку…” (1854), впервые опубликованная в журнале “Современник”. Лирический […]...
- Мораль басни Волки и овцы и ее анализ (Крылов И. А.) Крылов прослеживал открытую им истину на малом и большом, на частностях и общем, на главных государственных институтах и маленьких сошках управления. В частности, он писал о “совете” при царе. И в “Водолазах”, и в “Рыбьих плясках”, и в “Пестрых овцах”, и в “Волках и Овцах” на протяжении ряда лет Крылов зло издевается над этим “учреждением”, […]...
- Анализ стихотворения Толстого Средь шумного бала, случайно Это стихотворение, конечно, следует отнести к любовной лирике поэта. Это его воспоминание о первой встрече с прекрасной женщиной. А произошла эта встреча посреди бала – шумного и многолюдного мероприятия, где, несмотря на всеобщее веселье, поэта не оставляли мирские тревоги и суета. Наверняка, это были вопросы о том, кто что скажет в обществе, воспросы денег, вопросы-вопросы… […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Господь, меня готовя к бою…” Стихотворение “Господь, меня готовя к бою…” впервые появилось на страницах “Русской беседы” в 1857 году. Оно посвящено теме предназначения поэта и поэзии, которую рано или поздно затрагивает в своем творчестве каждый настоящий поэт. В произведении Алексей Константинович Толстой развивает мотив, встречающийся в пушкинском “Пророке”, при этом демонстрируя несколько иной взгляд на него. У Александра Сергеевича […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Хорошо, братцы, тому на свете жить Поэт Алексей Толстой вошел в историю русской литературы как лирик и романтик. Однако среди его произведений можно найти стихи, в которых автор ищет смысл жизни и пытается понять, какими качествами должен обладать человек, чтобы быть по-настоящему счастливым. Этой теме автор посвятил свое стихотворение “Хорошо, братцы, тому на свете жить…” , написанное в 1858 году. Навеяно […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Колокольчики мои” Первая редакция произведения появилась в 40-е гг. XIX в. Она существенно отличалась от последующего варианта, впервые опубликованного в 1854 г. и ставшего хрестоматийным. Два текста объединяет лишь общий зачин-обращение, выдержанный в традициях русской лирической песни. Ранняя версия “Колокольчиков” характеризуется элегическими интонациями, а основной образ символизирует воспоминания “о делах былого”. Последние восходят ко временам Киевской Руси […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Государь ты наш батюшка…” Сатирическое произведение появилось в 1861 г., в эпоху масштабных реформ Александра II. Отразив дискуссионный дух времени, художественный текст быстро приобрел популярность и породил немало споров. Стихотворение с одобрением встретили не только славянофилы, но и революционно-демократические круги. Интересно, что спустя шесть лет после написания “Государя” автор пытался отказаться от собственного творения, трактуя его как дань чрезмерного […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре Семейная жизнь Алексея Толстого с самого начал была омрачена громким скандалом, так как он влюбился в замужнюю женщину и разрушил ее брак. Роман поэта и Софьи Миллер длился более 13 лет, и все эти годы Толстой не мог жениться на женщине, которую любит. Сперва она долго добивалась развода, а когда стала свободной, то ее браку […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Мадонна Рафаэля” “Сикстинская Мадонна” – картина итальянского художника Рафаэля Санти, общепризнанный шедевр искусства эпохи Возрождения. Значительная часть ученых склоняется к тому, что полотно создавалось для алтаря церкви, находившейся при монастыре Святого Сикста в Пьяченце. Заказал его папа Юлий II. В 1754 году “Сикстинская Мадонна” оказалась в дрезденской Галерее старых мастеров. Спустя несколько десятилетий картина получила восторженные отзывы […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Не верь мне, друг, когда, в избытке горя Роковая встреча Алексея Толстого и Софьи Миллер состоялась в 1852 году, и уже через несколько месяцев они стали любовниками. Роман стал достоянием общественности, и до определенного момента к нему относились со снисходительной вежливостью, так как подобные взаимоотношения если и не поощрялись, то уж точно не порицались в высшем свете. Однако Алексей Толстой отказался играть по […]...
- Анализ стихотворения Где гнутся над омутом лозы Толстого Стихотворение Алексея Толстого представляет собой небольшую балладу. Интересно, что изначально поэт создал балладу, навеянную “Лесным царем” Гете. Однако Алексей Константинович сократил свою балладу вдвое, сделав финал открытым. Получилась некая зарисовка со сказочными мотивами. Итак, в балладе описывается прекрасный летний день. Мать с ребенком пришли на берег омута… Важно, что это не озеро, не пруд, а […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Смеркалось, жаркий день бледнел неуловимо…” Своеобразной отправной точкой, из которой развивается лирическая ситуация в творениях Толстого, служит воспоминание. Оно часто связано с темой любви. В стихотворении ” С тех пор как я один, с тех пор как ты далеко…” герою, погруженному в “тревожный полусон”, видится “тихий кроткий лик” возлюбленной, ее сочувственная улыбка. Красота женского образа, явленного воспоминанием, всегда возвышенна, озарена […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Ты знаешь край, где все обильем дышит…” В 1861 году Алексей Константинович Толстой переехал на постоянное жительство в имение Красный Рог, располагавшееся в Черниговской губернии (сейчас – территория Брянской области). С украинскими землями, с местной природой тесно связано и детство писателя. Рос он в имении, находившемся в селе Погорельцы и принадлежавшем его дяде, известному под псевдонимом Антон Погорельский. Кстати, именно для маленького […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Как здесь хорошо и приятно…” В начале 1850-х годов Алексей Константинович Толстой познакомился с Софьей Андреевной Миллер. Женщина не могла похвастаться симпатичным лицом, зато она была хорошо образована, обаятельна и общительна. Сердце писателя ей удалось покорить без особого труда. Спустя короткое время после первой встречи Толстой посвятил возлюбленной стихотворение “Средь шумного бала, случайно…”, ставшее впоследствии широко известным и положенное на […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Замолкнул гром, шуметь гроза устала…” Наибольшее количество стихотворений Алексей Константинович Толстой создал в 1850-е годы. В частности, речь идет о пейзажной зарисовке “Замолкнул гром, шуметь гроза устала…”. По словам самого графа, на его становление как поэта сильнее всего повлияла природа, в окружении которой он рос. Восхищение красотами родных краев – главная особенность пейзажного творчества Толстого. Алексей Константинович придерживался идей “чистого […]...
- Анализ стихотворения А. Толстого “Край ты мой, родимый край…” 1 вариант Стихотворение А. К. Толстого посвящено русской природе, Родине, ее образности, истории. О какой истории может идти речь, если перед нами просто описание степи? Первое предложение начинается и заканчивается словом “край”, как бы окольцовывается им. О каком крае пойдет речь, мы не знаем. Поэт обращается к нему, разговаривает с ним. Нет никаких указаний на […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Во дни минувшие бывало…” Произведение, датированное периодом до 1866 г., вошло в небольшую группу стихотворений, обнаруженных спустя семь лет после кончины автора. Композиция текста основана на традиционной для толстовской поэтики параллели, сопоставляющей пейзажную зарисовку и внутренний мир героя. Стихотворение начинается с изображения гармоничных и радостных “дней минувших”. Поэт четко определяет время лирической ситуации – начало весны, пробуждения природы “от […]...
- Анализ стихотворения Толстого “С тех пор как я один, с тех пор как ты далеко…” Духовное родство – основа романтических отношений влюбленной пары в трактовке толстовской лирики. Божественная природа любви несомненна: земные проявления высокого чувства являются “отблесками вечной красоты”, осколками раздробленного идеала. Истинное счастье ждет по ту сторону физического бытия, где души героев станут частью “цепи бесконечной” или сольются в широкое море космоса любви. О нежности и искренности гармоничных отношений […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Звонче жаворонка пенье…” Художественный текст 1858 г., исполненный светлых жизнерадостных интонаций, открывает картина весенней природы. Лирический субъект отмечает звуковые и визуальные приметы, сообщающие о пробуждении живого мира от зимнего оцепенения. Звонкие трели жаворонка и яркая свежесть цветов – выразительные атрибуты толстовского пейзажа воспринимаются как единый комплекс, поскольку для их изображения поэт избирает идентичную синтаксическую конструкцию с использованием двух […]...
- Анализ стихотворения Толстого “О, если б ты могла хоть на единый миг…” Сострадательность и отзывчивость отличают любовное переживание героя толстовской лирики. Слушая печальную историю жизни своей собеседницы, он “мысленно прострадал”, “перечувствовал” драматические события, о которых рассказала женщина. Горячее участие в ее судьбе предшествует зарождению любви. Горечь обмана, “людское злословье” или разочарования первого увлечения – кроткая “жертва жизненных тревог” находит в герое внимательного и деликатного друга. Идейно-образная структура […]...
- Анализ стихотворения Толстого “То было раннею весной…” Герой толстовской лирики связывает образ воскресающей природы с воспоминаниями о далекой юности. В произведении ” Во дни минувшие бывало…” отображается состояние души, которое рождают ощущения первого весеннего тепла. Радостное волнение и веселые мечты молодости, подкрепленные картинами пробуждения живого мира, сменяются грустью, вызванной думами о “былом счастье”. Ретроспективный взгляд на события юности представлен и в стихотворении […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Дождя отшумевшего капли…” Соотнесение пейзажной картины с внутренним состоянием лирического “я” – отличительная черта толстовской поэтики. По принципам параллелизма построена композиция раннего стихотворения, написанного в 1840-х гг. Оно начинается с изображения тихого теплого вечера. Природа умыта дождем, и его следы еще остались на посвежевшей листве. Легкий стук капель и слабый шелест деревьев создают атмосферу спокойствия, которая подчеркивается лексической […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Земля цвела. В лугу, весной одетом…” Тема вдохновляющего душу пробуждения природы, знаковая для толстовской поэтики, развивается в произведении 1875 г. Написанное в последние месяцы жизни, стихотворение отражает итоговые размышления автора о психологических изменениях, навеянных весенними радостными днями, и тайне творчества, связанной с божественным началом. Философским выводам предшествует пейзажная зарисовка. Поэт изображает весну, уверенно вступившую в свои права: в эпизоде отсутствуют упоминания […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Ты клонишь лик, о нем упоминая…” Расцвет лирической темы в творчестве Толстого приходится на 1850-е гг. Искренность интонаций, мудрость позиции лирического “я”, психологическая точность и простота стиля – качества, объясняющие неувядающую свежесть толстовских творений. Стихотворение, датированное 1858 г., обращено к юной героине, переживающей пору первой любви. Печальное настроение девушки, которое выражают наклон головы и прилившая к лицу кровь, порождает сочувственную реакцию […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Тебя так любят все! Один твой тихий вид…” Главная черта нежной и улыбчивой героини любовной лирики Толстого – кротость. Тихая и добросердечная дама полна сочувствия к печалям и скорби окружающих. Ее участие, отзывчивость и терпение, адресованные близким, сродни самопожертвованию: лирическое “я” отмечает строгость, холодность и даже безжалостность приветливой женщины к собственной персоне. В душе возлюбленной скрыта загадка: ее улыбка грустна, а глаза остаются […]...
- Анализ стихотворения Блока “В ночи, когда уснет тревога Каждый поэт в начале своего творческого пути имеет более опытных наставников и пытается им подражать. Александр Блок в этом отношении не был исключением. Он боготворил Пушкина и Лермонтова, и поэтому неудивительно, что ранние стихи, написанные Блоком-гимназистом, выдержаны в классическом ключе. К ним, в частности, относится произведение под названием “В ночи, когда уснет тревога…” , написанное […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Грядой клубится белою Период с 1851 по 1859 год – время, когда Алексей Константинович Толстой полностью посвятил себя поэзии. За восемь лет он создал около девяноста стихотворений. Затем наступило длительное затишье. К лирическому творчеству литератор вернулся лишь в первой половине семидесятых годов. Основной мотив толстовской поэзии середины девятнадцатого столетия – несчастная любовь. Объектом воздыханий графа была Софья Миллер. […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…” Любовные переживания лирического субъекта вписаны в общую картину гармоничной природы. Воспоминания о милой могут породить медленно сгущающиеся летние сумерки. Женский образ, “кроткий”, “знакомый и любимый”, предстает перед мысленным взором героя произведения ” Смеркалось, жаркий день бледнел неуловимо…” Философская концепция земной любви как отражения горней “вечной красоты” представлена в творении ” Слеза дрожит в твоем ревнивом […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Двух станов не боец…” Говоря об особенностях поэтического кредо автора, исследователи часто цитируют фрагменты произведения, появившегося в 1858 г. Первая строка стихотворного текста, который открывается выразительной метафорой, вошла в число афоризмов. Он выражает позицию человека, дорожащего своей независимостью и не желающего примкнуть к каким-либо партиям или объединениям. В литературоведческом мире распространена версия, трактующая творение Толстого как поэтический ответ на […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Меня, во мраке и в пыли…” Любовь – центральное понятие философской доктрины, нашедшей выражение в толстовской лирике. Убежденный в неземном происхождении высокого чувства, герой ” Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…” обещает избраннице счастливую встречу – воссоединение всех душ, которое случится по ту сторону “неволи”, “земного горя”. В стихотворении, датированном 1851-1852 гг., автор развивает тему любви как божественного дара, преображающего человека. […]...