Анализ стихотворения Толстого “Мадонна Рафаэля”



“Сикстинская Мадонна” – картина итальянского художника Рафаэля Санти, общепризнанный шедевр искусства эпохи Возрождения. Значительная часть ученых склоняется к тому, что полотно создавалось для алтаря церкви, находившейся при монастыре Святого Сикста в Пьяченце. Заказал его папа Юлий II. В 1754 году “Сикстинская Мадонна” оказалась в дрезденской Галерее старых мастеров.

Спустя несколько десятилетий картина получила восторженные отзывы от искусствоведа Винкельмана и писателя Гете. Их мнение о полотне сыграло важнейшую роль

в его популяризации. Русские аристократы, совершавшие гран-тур (большое путешествие по европейским странам), зачастую первым делом оказывались в Дрездене.

Соответственно, они получали возможность увидеть “Сикстинскую Мадонну”. Это обеспечило картине известность в Российской империи XIX столетия. О ней упоминали практически все русские люди, ездившие по Старому свету и имевшие отношение к искусству, – Жуковский, Белинский, Фет, Брюллов, Репин, Гончаров.

Знаменитой картине Рафаэля посвятил стихотворение “Мадонна Рафаэля” Алексей Константинович Толстой. Текст датируется 1858 годом. То, что

поэт видел творение гениального итальянского художника, не подлежит сомнению.

Путешествовал по Европе он с самого детства, впервые побывав в Германии в возрасте десяти лет. Более того – некоторое время Толстой жил во Франкфурте-на-Майне, служа в русской миссии при германском сейме. В стихотворении напрямую не выражено восхищение “Сикстинской Мадонной”, но оно легко считывается между строк. Достаточно хотя бы обратить внимание на то, как поэт говорит о Деве Марии:
…Любовь небесная затмила
Ее земную красоту.
Христос в произведении предстает провидцем. Он еще младенец на руках у матери, но уже “вступает с миром в бой” и “Голгофу видит пред собой”.

По мнению литературоведа и доктора философских наук Владимира Карловича Кантора, в толстовской “Мадонне Рафаэля” об Иисусе говорится так, как Его понимал Федор Михайлович Достоевский. Кстати, великий русский писатель произведения Рафаэля выше всего ставил в живописи, а “Сикстинскую Мадонну” считал лучшим полотном итальянского мастера. В кабинете у Достоевского висела большая фотография картины, полученная в подарок от вдовы Алексея Константиновича – графини Софьи Андреевны Толстой.

Интересно, что именно под этой фотографией Федор Михайлович и скончался.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Толстого “Мадонна Рафаэля”