Анализ стихотворения Толстого “Край ты мой, родимый край!…”

В 1850-х годах Толстой создает большую часть своего стихотворного наследия. К этому периоду относится и известная миниатюра “Край ты мой, родимый край!..”. Удивительно, как при помощи всего восьми строк поэту удалось создать очень тонкий и емкий образ России.

Причем взгляд Алексея Константиновича направлен будто в глубь истории. Прошлое родной страны вызывало неподдельный интерес графа. Перу Толстого принадлежит значительное количество исторических произведений: многочисленные баллады и стихотворения, роман “Князь Серебряный”,

драматическая трилогия, посвященная Смутному времени, пьеса “Посадник”.

В этом контексте примечательна пародийная “История государства Российского от Гостомысла до Тимашева”, в которой даны основные события от крещения до 1868 года.

В произведении “Край ты мой, родимый край!..” отсутствуют прямые отсылки к конкретным датам. Зато в нем есть дух истории. В пейзаж, созданный Толстым, идеально вписались бы былинные богатыри, представители Золотой Орды, древнерусские князья. Важную роль в данном случае играет лексика, выбранная

Алексеем Константиновичем.

Второе четверостишие открывается древнерусским словом “гой”. Как правило, оно употребляется в составе приветственно-величальной формулы “гой еси”, обозначающей “будь здоров” или “будь жив”. Чаще всего встретить это выражение можно в былинах.

Образы, использованные поэтом в первом четверостишии, позволяют понять его отношение к прошлому родной страны. Лошадь – символ гармоничного движения, мощи, грациозности, красоты. Бег конского стада на воле завораживает и восхищает.

Орел олицетворяет скорость, полуденное солнце, духовное начало в человеке, ассоциируется с величием, отвагой, имперской властью. Волк имеет двойственную символику. Если трактовать его образ в положительном ключе, то животное воспринимается как олицетворение победы и храбрости, эмблема воинов.

Существует версия, что Толстой упоминает коня, волка и орла в качестве трех ипостасей родины.

Для лирики Алексея Константиновича характерно наличие черт народно-поэтического стиля. Именно поэтому стихотворения графа зачастую близки к песне, что не осталось без внимания многих русских композиторов. На музыку положено и произведение “Край ты мой, родимый край!..”.

В разное время к нему обращались Цезарь Кюи, Александр Гречанинов, Владимир Ребиков и Николай Стрельников.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Толстого “Край ты мой, родимый край!…”