Анализ стихотворения Тарковского “Жизнь, жизнь”



Ахматова и Тарковский познакомились в 1946 году, когда поэтесса выступала в Колонном зале Москвы. Уже при первой встрече Анна Андреевна высоко оценила талант и ум Арсения Александровича, присущее ему непревзойденное знание русской и мировой культуры. Кроме того, ей очень нравились его стихотворения. Двух поэтов связывала крепкая дружба.

Они нередко посвящали друг другу произведения. Именно для Ахматовой Тарковский написал “Жизнь, жизнь” в 1965 году. В то время Анна Андреевна чувствовала приближение смерти и боялась ее прихода.

Рассматриваемый

текст – попытка успокоить великую поэтессу. Кстати, кончина Ахматовой в 1966 году стала сильным ударом для Арсения Александровича. Он произносил прощальное слово на траурном митинге, проходившем в больнице Склифосовского, составлял некролог, сопровождал гроб с телом Анны Андреевны, отправленный самолетом из Москвы в Ленинград, присутствовал на отпевании и на похоронах.

В первой строфе стихотворения “Жизнь, жизнь” провозглашается бессмертие всех и всего на свете. Лирический герой призывает не бояться гибели физического тела – “ни в семнадцать лет, ни в семьдесят”. В бессмертии,

о котором говорит Тарковский, нет мистики. Оно обеспечивается созидательным существованием в здании мира, что следует из первой строки второй строфы.

По мнению Арсения Александровича, культура “устанавливает тесную связь между разными эпохами”. Поэтому в стихотворении “Жизнь, жизнь” утверждается способность героя “вызвать любое из столетий”, войти в него и дом построить в нем. Тарковский был уверен, что можно путем понимания оказаться в любой стране любой эпохи.

Причастность к культуре дает власть над временем, соответственно, дарует бессмертие, несмотря на смертность физического тела.

В лирике Арсения Александровича человеку отведено место “посередине мира”. Он представляет собой своеобразный мост, соединяющий микромир и макромир. Порой человек-великан сравнивается с титаном Атлантом, вынужденным на плечах держать небесный свод, подчиняясь воле Зевса. Этот образ используется и во второй строфе стихотворения “Жизнь, жизнь”:
…И если я приподнимаю руку,
Все пять лучей останутся у вас.
Я каждый день минувшего, как крепью,
Ключицами своими подпирал…

Стихотворение “Жизнь, жизнь” звучит в картине “Зеркало”, снятой сыном Арсения Александровича – Андреем Тарковским. На экраны во многом автобиографическая лента вышла в 1974 году.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Тарковского “Жизнь, жизнь”