Анализ стихотворения “Смешанные столбцы” Заболоцкого Н. А

Цикл “Смешанные столбцы” логически связан с предыдущим:
В жилищах наших
Мы тут живем умно и некрасиво.
Справляя жизнь, рождаясь от людей,
Мы забываем о деревьях.
В жилищах наших, 1926

Однако главная тема “Смешанных столбцов” – уже не город в его безобразии, а природа. Ее законы справедливы и мудры, в отличие от законов жизни, установленных людьми. Для поэта природа не безгласна, и в том, что человек не понимает ее язык, вина только человека.

Поэтому в лирике Заболоцкого этого периода так много вопросов: “Хочу

у моря я спросить, для чего оно кигшт?”, “Что же плачет? Что тоскует? Отчего она больна?”.

В поисках своего места на земле он приходит к мысли о единстве всего живого, но одновременно – о разобщенности частей единого целого, составляющего земной мир. И в этом – трагедия человеческого существования.
Заболоцкий наследует традиции русской натурфилософской лирики с ее убежденностью в единстве человека и природы. С точки зрения поэта, весь мир наделен способностью мыслить, и задача поэзии – уловить, воспроизвести мысль, управляющую

течением жизни: “Она течет, незримая, в воде – / Мы воду воспеваем усердными трудами”. В стихотворениях цикла “Городские столбцы” поэт одушевлял предметы материального мира.

Во втором цикле он тоже наделяет окружающее способностью мыслить и чувствовать, но если в городе царил “злой” дух, то явления природы, деревья, животные представляют собой “всеобъемлющую душу”. Она может страдать, сомневаться, но при этом остается величавой и гордой. Человек же унижает и разоряет ее:

…Когда б видали мы
Не эти площади, не эти стены,
А недра тепловатые земель,
Согретые весеннею истомой;
Когда б мы видели в сиянии лучей
Блаженное младенчество растений, –
Мы, верно б, опустились на колени
Перед кипящею кастрюлькой овощей.
Обед, 1929

Н. Заболоцкий всегда был поэтом-философом, не скрывал влияния на него философских учений. После знакомства с работами Ф. Энгельса он писал: “Приближается время, когда, по слову Энгельса, люди будут не только чувствовать, но и сознавать свое единство с природой, когда сделается невозможным бессмысленное и противоестественное представление о какой-то противоположности между духом и телом”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения “Смешанные столбцы” Заболоцкого Н. А