Анализ стихотворения Северянина “Бетховен”

В 1934 году, пребывая в вынужденной эмиграции, Северянин издал сборник сонетов “Медальоны”. В него включены порядка сотни стихотворений, посвященных писателям, поэтам, композиторам разных времен. Среди личностей, удостоенных внимания автора книги, – Ахматова, Блок, Шекспир, Гофман, Шопен, Чайковский, Глинка, Байрон, Зощенко.

По мнению многих литературоведов, не все произведения, вошедшие в “Медальоны”, одинаково удачны. Часто характеристики известных людей, которыми их наделят Северянин, поверхностны и излишне субъективны. Есть

версия, что название сборника позаимствовано у русского поэта Валериана Валериановича Бородаевского (1874/75-1923). “Медальонами” у него именован один из циклов книги “Стихотворения.

Элегии, оды, идиллии”, который включает в себя литературные портреты, облеченные в сонетную форму.

Сонет “Бетховен”, посвященный гениальному немецкому композитору, датируется 1927 годом. Как и в других стихотворениях сборника “Медальоны”, в рассматриваемом тексте упоминаются избранные произведения, созданные личностью, которая оказывается

в центре внимания. Северянин говорит о следующих творениях Бетховена: “Лунной сонате”, увертюрах “Леонора” и “Эгмонт”, Девятой симфонии. В финале поэт вспоминает о глухоте композитора.

Болезнь в стихотворении преподносится не столько как трагедия человека, сколько в качестве способа выразить презрение к окружающему миру. Некоторая доля правды в этих словах есть. Бетховен всегда отличался сложным характером. Например, он легко мог прервать выступление, если замечал, что в зале кто-то начал разговаривать.

При этом к близким друзьям композитор относился хорошо, никогда не отказывая им в помощи. Глухота спровоцировала практически полную изолированность Бетховена от общества. Он редко выходил из дома, стал угрюм и замкнут.

В первой строфе сонета говорится об одиночестве композитора, которое как раз не в последнюю очередь связано с глухотой. В стихотворении Северянин пророчит Бетховену бессмертие в веках, потому что ему удалось “невоплощаемое воплотить” и отыскать предвечный мотив. Как уже говорилось выше, в финале поэт вспоминает о недуге композитора. В последних строках сонета есть еще одно примечательное наблюдение – Северянин называет мир, обративший очи на светоч Бетховена, слепым.

Вероятно, имеется в виду неспособность общественности в полной мере понять гениальность творений немецкого композитора.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Северянина “Бетховен”