Анализ стихотворения Пушкина “Приметы”

Историю создания произведения, датированного 1829 г., связывают с двумя дамами, состоявшими в родстве и носившими одинаковое имя – Анна. Генеральша Керн оставила воспоминания, в которых “Приметы” представлены как экспромт, появившийся у Пушкина по дороге в имение, где она гостила. Этот же творение поэт записал в альбом Олениной, взгляд которой напоминал ему “ангела Рафаэля”.

Антитеза, охватывающая два первых катрена, задается разнонаправленным вектором движения героя. В первом случае он приближается к возлюбленной. Приподнятое

романтическое настроение определяет соответствующая лексика, задействованная в тропах: “живые сны”, “игривой”, “бег ретивый”.

Во втором четверостишии лирический субъект удаляется от адресата. Состояние печали, вызванное расставанием, передают лексемы “грустно” и “уныло”.

Месяц, который “сопровождает” героя в пути подобно верному другу, является индикатором эмоций лирического “я”. Ключевое значение приобретает позиция светила по отношению к ездоку – правая или левая. Варианты расположения трактуются в соответствии с народными представлениями о правой

стороне, приносящей успех и счастье, и левой, обещающей неудачу, убытки и даже горести.

Автор, внимательно относившийся к приметам и предсказаниям, склонен был принимать суеверия всерьез. Показательно, что любимая пушкинская героиня, онегинская Татьяна, в числе прочего верит “предсказаниям луны”. Образ месяца, смысловые доминанты которого задаются фольклорными источниками, служит и художественным целям, раскрывая перемены душевного состояния влюбленного.

Содержание третьего катрена представляет собой обобщение, подытоживающее наблюдения героя-поэта. Первое двустишие определяет “мечтанье вечное” в тишине как условие и метод успешного творческого процесса. Финальные строки провозглашают созвучие “суеверных примет” с внутренним состоянием тех, чья душа наделена воображением.

В завершающем эпизоде вновь возникает перекличка с онегинскими мотивами: романтичную Татьяну беспокоят приметы, рождая “предчувствия” – радостные, печальные или ужасающие.

Стихотворение отличается стройной композицией и особой напевностью, поэтому поэтический текст известен в форме романса. Положенный на музыку Шварцем, он звучит в фильме Соловьева “Станционный смотритель”, входит в репертуар современных исполнителей, привносящих оригинальные оттенки смысла в пушкинские строки.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Пушкина “Приметы”