Анализ стихотворения Пушкина “К другу стихотворцу”

В июле 1814 года состоялся дебют Пушкина в печати. Пятнадцатилетний поэт, выбравший псевдоним Александр Н. к. ш. п, опубликовал произведение “К другу-стихотворцу” в московском журнале “Вестник Европы”. Его адресат – Вильгельм Карлович Кюхельбекер – приятель и однокурсник Пушкина по Царскосельскому лицею. Он рано стал увлекаться поэтическим творчеством.

Печататься начал немногим позже Александра Сергеевича – в 1815 году. Для дебютных публичных выступлений Вильгельм Карлович выбрал журналы “Сын Отечества” и “Амфион”.

Обращаясь

к Кюхельбекеру, Пушкин в рассматриваемом тексте рассуждает о профессии поэта. Лирический герой стихотворения просит своего собеседника, фигурирующего под именем Арист, оставить попытки оказаться на Геликоне – согласно древнегреческой мифологии, гора эта выступала в роли обители муз. Ключевых причин на то две. Первая – не каждый человек, умеющий рифмовать, может считаться настоящим стихотворцем (“страшись бесславья”).

Вторая – зачастую мимо поэтов катится Фортуны колесо. Тема профессионального самоопределения не случайно появляется у Александра Сергеевича. Вопрос о

карьере был одним из самых важных для лицеистов. По официальной версии, их готовили к государственной службе на высших постах.

При этом идти в чиновники или в военные желали далеко не все. Например, того же Кюхельбекера больше прельщала должность учителя в провинциальной школе. Выбору профессионального пути и ироничному рассмотрению разных вариантов Пушкин позже посвятит стихотворение “Товарищам” (1817).

“К другу-стихотворцу” – это еще и выступление юного Александра Сергеевича против литературного общества “Беседа любителей русского слова”, основанного в 1811 году и возглавляемого Шишковым и Державиным. Участники объединения отличались приверженностью к классицизму, нежеланием поддерживать реформирование русского языка. Главные оппоненты “Беседы…” – “карамзинисты”, в 1815 году оформившиеся в общество “Арзамас”.

Пушкин в него вошел, еще будучи лицеистом. В анализируемом тексте Александр Сергеевич упоминает “бессмысленных певцов, нас убивающих громадою стихов”. Речь идет о тех писателях, что упорно продолжали сочинять давно устаревшие произведения.

Под именами Графова, Рифматова и Бибруса скрываются реальные люди – Хвостов, Ширинский-Шихматов и Бобров. Им противопоставляются “певцы бессмертные, и честь и слава россов” – Державин, Дмитриев, Ломоносов.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Пушкина “К другу стихотворцу”