Анализ стихотворения Пастернака “Мне в сумерки ты все – пансионеркою…”
Разновидность вечного сюжета о несчастливой любви, осложненная оригинальной образностью и богатым литературным подтекстом, объединяет шесть циклов, созданных автором в рамках поэтической книги “Темы и вариации”. На своеобразной границе между двумя кульминационными фрагментами, “Болезнью” и “Разрывом”, находится анализируемый текст, датированный 1919 г. Он завершает сложную картину, сложившуюся в сознании заболевшего героя, и предваряет появление эпизодов из лирического дневника, посвященных свершившемуся расставанию.
Художественное
Он наблюдают, как короткие зимние сумерки сменяются темнотой.
“Лежу и жду”, – так формулирует свою позицию герой. Лаконичная фраза определяет направление приоритетного вектора внимания: лирическое “я” погружается в воспоминания о первых встречах с возлюбленной. В памяти возникает образ юной героини – школьницы, выпускницы пансиона.
План, воссоздающий
Эмоциональный накал, порожденный обращением к прошлому, выливается в серии риторических конструкций.
Когда наваждение проходит, герой вновь оказывается в безнадежном настоящем. Одинокий, покинутый и встревоженный, он окружен “адом” ночи – временем, когда особенно одолевают мучительные мысли и “бессонница огромная”. В эпизоде возникает знаменитое упоминание о конском глазе.
На основе синекдохи создается автопортрет несчастного влюбленного, физическое недомогание которого усугубляет любовная горячка.
Начало финального катрена возвращает внимание читателя к мотиву детства, замыкая композиционное кольцо. В завершающем эпизоде окончательно оформляется ключевая антитеза. В сознании героя сумерки ассоциируются с щемящими впечатлениями о былом счастье и с приятным, хоть и воображаемым свиданием.
Ночное время отождествляется с безрадостным настоящим, которое определено изменой милой, тяжелым течением болезни, физической и эмоциональной жаждой.
- Анализ стихотворения Блока Сумерки, сумерки вешние Написанное в первый год двадцатого века это мистическое стихотворение начинается эпиграфом Фета. Риторический вопрос, на который все-таки пытается ответить Блок: “Дождешься ли?” Мечты. Герой на берегу, волны у ног холодные – не переплыть. А на том берегу слышна песня. Чувствует герой, что одинокая душа плачет там. Вот только слов не разобрать… Может быть, это его […]...
- Анализ стихотворения “Сумерки” Ахмадулина Б. А “Сумерки” Стихотворение Б. Ахмадулиной “Сумерки” начинается с пространного рассуждения о блаженной свободе, которую несут сумерки человеку. В это время становятся невидимыми внешние признаки эпохи: “Ни в сырости, насытившей соцветья, ни в деревах, исполненных любви, нет доказательств этого столетья, – бери себе другое – и живи”. Именно в сумерки лирическая героиня способна мысленно перенестись в прошлое […]...
- Анализ стихотворения Ахмадулиной “Сумерки Стихотворение Б. Ахмадулиной “Сумерки” начинается с пространного рассуждения о блаженной свободе, которую несут сумерки человеку. В это время становятся невидимыми внешние признаки эпохи: “Ни в сырости, насытившей соцветья, ни в деревах, исполненных любви, нет доказательств этого столетья, – бери себе другое – и живи”. Именно в сумерки лирическая героиня способна мысленно перенестись в прошлое и […]...
- Анализ стихотворения Ахмадулиной Б. А. “Сумерки” Стихотворение Б. Ахмадулиной “Сумерки” начинается с пространного рассуждения о блаженной свободе, которую несут сумерки человеку. В это время становятся невидимыми внешние признаки эпохи: “Ни в сырости, насытившей соцветья, ни в деревах, исполненных любви, нет доказательств этого столетья, – бери себе другое – и живи”. Именно в сумерки лирическая героиня способна мысленно перенестись в прошлое и […]...
- Анализ стихотворения Брюсова “Сумерки” Лирика Валерия Брюсова имеет свои отличительные особенности, одной из которых является акцентирование внимания читателей на теме урбанизации. Поэт искренне восхищался достижениями научно-технического процесса и легко адаптировал их к собственному восприятию окружающего мира. Даже в звуке телеграфных проводов он находил особую романтику и пытался донести ее до читателя. В подобном ключе выдержано стихотворение “Сумерки”, созданное в […]...
- Анализ стихотворения Пастернака “Метель” Природа занимала важнейшее место в творчестве Пастернака. Поэтический пейзаж он всегда стремился дополнить философией, зачастую обращаясь к экзистенциализму. Ключевая тема его лирики – благоговение перед природой, которую Борис Леонидович считал истинным чудом жизни. По мнению большинства исследователей, именно природа – единственная Муза Пастернака, его супруга и вдова, невеста и любимая женщина, тайная собеседница. В творчестве […]...
- Анализ стихотворения Пастернака Никого не будет дома Это, на мой взгляд, одно из самых лиричных стихотворений Б. Пастернака. Композиционно стихотворение можно разделить на части. В первую часть входят четыре строфы, в которой возникает лирический герой, проводящий этот зимний вечер в одиночестве. В стихотворении очень много повторов, которые вводятся словами “только” и “кроме”, они подчеркивают, что вокруг лирического героя нет ни души, только […]...
- Анализ стихотворения Маяковского “Гимн судье” В конце зимы 1915 г. молодой поэт начинает сотрудничество с журналом “Новый Сатирикон”. Вскоре на страницах издания появляется “Гимн судье”. Он открывает серию знаменитых памфлетов, которые являются первым этапом становления оригинального сатирического метода Маяковского. Автор, позиционирующий себя как противник литературных традиций, прибегает к проверенному временем методу – классической форме сатирической сказки. Место ее действия нарочито […]...
- “Сон” анализ стихотворения Пастернака Взаимопроникновение двух миров – мира природы и мира человеческой души – пронизывает все творческое наследие Б. Л. Пастернака, одного из крупнейших лириков двадцатого века, создавшего особую поэтику синтеза вещественного и поэтического. В основе стихотворения – стремление поэта зафиксировать зыбкое состояние сна, разрушаемое реальностью. Тонкая ассоциативность, напряженность метафоричного мышления, музыкальность форм позволяют поэту уловить тонкую связь […]...
- “Иней” анализ стихотворения Пастернака Эстетика и поэтика лирики Б. Л. Пастернака, самого неординарного и сложного поэта ХХ века, основывается на взаимопроникновении отдельных явлений, на слиянии всего чувственного. В стихотворении “Иней” это выражено настолько сильно, что сложно понять, о ком говорит нам автор. Изображает ли он пейзаж или живописует человека. Глухая пора листопада Последних гусей косяки. Расстраиваться не надо: У […]...
- Анализ стихотворения Б. Л. Пастернака “Все сбылось” В стихотворении “Все сбылось” Б. Пастернака изображается лес ранней весной: “дороги превратились в кашу”, “крикливо пролетает сойка пустующим березняком”, “пластами оседает наст”. Стихотворение философично: сквозь пролеты “пустующего березняка” поэт видит “всю будущую жизнь насквозь”. Перед читателем открывается картина необыкновенной дали, характерная для весеннего леса: Тогда я слышу, как верст за пять У дальних землемерных вех […]...
- Анализ стихотворения Пастернака “Слеза разлуки” Ранняя лирика Некрасова отличается подражательным характером. В дебютном сборнике Николая Алексеевича “Мечты и звуки”, вышедшем из печати в 1840 году, можно найти стихотворения, явно вдохновленные творчеством Жуковского, Бенедиктова, Баратынского, Гюго и других авторов, на чьих произведениях лежит печать романтизма. Кроме того, просматривались мотивы, свойственные поэзии Пушкина и Лермонтова. Первая книга Некрасова оказалось настоящим провалом. У […]...
- Анализ стихотворения Лермонтова “Вечер после дождя” Состояние спокойной меланхолии, гармонирующее с пейзажной картиной, отображено в лермонтовском произведении, которое создано в 1829-30 гг. Лирический герой наблюдает из окна за вечереющим небом. Поэтический текст отражает движение взгляда созерцателя, который охватывает небосклон и панораму, состоящую из крыш церквей, домов и верхушек труб. Торжественная красота угасающего дня передается при помощи лексики, характерной для романтической поэзии: […]...
- “Гамлет” анализ стихотворения Пастернака Стихотворение “Гамлет” было закончено Б. Пастернаком после войны, в 1946 году. Именно оно открывает цикл стихов, написанных героем романа “Доктор Живаго” Юрием. Мир, в котором живет человек – это далеко не всегда бабочки, цветы и белые полосы жизни. Рано или поздно цветы покрываются шипами, у бабочек появляется острое жало, а дорога вперед почему-то приводит в […]...
- Анализ стихотворения Пастернака Снег идет Стихотворение было написано поэтом в 1957 г. по поводу необыкновенно раннего московского снегопада. С первого взгляда произведение кажется простым и похожим на обыкновенную детскую считалочку. Это подчеркивается многократно повторяемым рефреном “снег идет” и самим построением стихотворения. Его ритм рваный с чередующимися рифмами. Однако постепенно Пастернак от простого описания снегопада переходит к сложной метафоре, уподобляя падающий […]...
- “Снег идет” анализ стихотворения Пастернака Стихотворение “Снег идет”, вошедшее в последний сборник Б. Пастернака “Когда разгуляется”, было создано в 1957 году, сложный период жизни поэта. Усиление давления со стороны властей после публикации за рубежом романа “Доктор Живаго” надломило физическое состояние Пастернака. Название стихотворения заявляет его Тему – снегопад. Однако, кроме Пейзажной зарисовки зимнего снегопада, стихотворение содержит Философские размышления о скоротечности […]...
- Анализ стихотворения Пастернака “Разлука” В период с 1945 по 1955 год Пастернак работал над романом “Доктор Живаго”, который стал его главным прозаическим произведением. Книга удостоилась Нобелевской премии по литературе, за которую писатель подвергся жестокой травле со стороны советских властей. Фактически гонения, начавшиеся в 1958-ом, привели Бориса Леонидовича к смерти – он скончался от рака легкого в 1960-ом. В конце […]...
- Анализ стихотворения Батюшкова “На развалинах замка в Швеции” Стремясь расширить границы элегического жанра, автор обращается к героико-исторической тематике. В качестве ближайшего литературного контекста творения Батюшкова 1814 г. исследователи называют произведение поэта-сентименталиста Маттисона, мастера минорной пейзажной зарисовки. Анализируемое стихотворение является вольным переложением элегии немецкого автора, созданной под впечатлением от развалин старого замка. В русской версии сентиментальной темы усиливаются мотивы мрачного очарования северной природы. Перед […]...
- Анализ стихотворения Пастернака Б. Л. “Ожившая фреска” Стихотворение Б. Л. Пастернака “Ожившая фреска” написано в марте 1944 года и впервые опубликовано 15 апреля 1944 года в газете “Литература и искусство”. Оно посвящено Сталинградской битве – переломному событию в Великой Отечественной войне. По жанру это баллада. Уже в первой строфе произведения автор создает емкий по силе художественного обобщения образ: “Ночное небо Сталинграда качалось […]...
- Анализ стихотворения Пастернака “Ожившая фреска Стихотворение Б. Л. Пастернака “Ожившая фреска” написано в марте 1944 года и впервые опубликовано 15 апреля 1944 года в газете “Литература и искусство”. Оно посвящено Сталинградской битве – переломному событию в Великой Отечественной войне. По жанру это баллада. Уже в первой строфе произведения автор создает емкий по силе художественного обобщения образ: “Ночное небо Сталинграда качалось […]...
- Анализ стихотворения Пастернака “О, знал бы я, что так бывает…” Стихотворение “О, знал бы я, что так бывает…”, написанное Пастернаком в начале 1930-х годов, в первую очередь затрагивает тему творчества. Лирический герой предается воспоминаниям о годах, когда ему только предстояло решиться на дебютное выступление. Первые строки рождались легко, практически сами собой, интерес к поэзии был робким. В то время молодой стихотворец не мог предположить, что […]...
- Анализ стихотворения Пастернака “На Страстной В стихотворении Пастернака “На Страстной” описывается весна, пробуждение природы. Основная темапроизведения – изменения, которые происходят в окружающем мире и в душе человека. В стихотворении чувствуется напряженная борьба стихий ночи и дня, темноты и света, зимы и весны, что подтверждают средства контраста ( ночная мгла – рань на свете; земля голым – гола – колеблется земли […]...
- “Весна, я с улицы, где тополь удивлен…” анализ стихотворения Пастернака Стихотворение “Весна” Борис Пастернак написал в 1918 году, а опубликовал спустя пять лет в сборнике “Темы и вариации”. Оно входит в цикл “Нескучный сад”, где образ весны представлен достаточно объемно. Это самая большая часть книги. Ее основная тема – единство внутреннего мира человека и окружающего пространства. Стихотворение состоит всего из двух строф, в которых Пастернаку […]...
- Анализ стихотворения Пастернака “Ночь” В 1957 году Пастернак написал стихотворение “Ночь”. На первый взгляд тема его совершенно понятна – через образы людей профессий обыденных Борис Леонидович рассуждает о творческой деятельности. Среди пастернаковской лирики произведение явно стоит особняком. Начнем с того, что выбрано непривычное пространство. Действие значительной части стихотворений Бориса Леонидовича разворачивается в Москве или в декорациях пейзажа средней полосы […]...
- Анализ стихотворения “Единственные дни” Пастернака Б. Л Отношение Б. Пастернака к миру как множеству единичного и времени как бесконечности мгновенного выражено в стихотворении “Единственные дни” (1959), завершающем цикл “Когда разгуляется”. Стихотворения этого цикла наполнены воздухом и светом, искренней верой в красоту и силу жизни, памятью о каждом счастливом дне: Я помню их наперечет: Зима подходит к середине, Дороги мокнут, с крыш течет […]...
- Анализ стихотворения Пастернака “Рассвет” В своем знаменитом романе “Доктор Живаго” Борис Пастернак наделил главного героя недюжинными литературными способностями и от его имени создал цикл замечательных стихов. В него вошло произведение “Рассвет”, написанное в 1947 году и рассказывающее о том, как важно ценить в жизни то, на что мы редко обращаем внимание. Великая Отечественная война словно бы надвое расколола жизни […]...
- Анализ стихотворения Блока “Там – в улице стоял какой-то дом…” Лирический субъект “Стихов о Прекрасной Даме” не всегда соответствует рамкам образа благородного рыцаря, который видит смысл существования в поклонении женскому идеалу. В произведениях, появившихся весной 1902 г., усиливаются дисгармоничные интонации: герой признается в “двуликости души”, и странное тревожное ощущение не способна отпугнуть даже молитва в “высоких соборах”. В стихотворении “Там – в улице…”, датированном началом […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Дым” Два произведения, появившиеся весной 1867 г., передают авторскую оценку творения Тургенева – романа “Дым”, опубликованного несколькими неделями ранее. Содержание произведения Тютчеву не понравилось: поэт счел его излишне пессимистичным, лишенным патриотического пафоса. Первый критический отклик – эпиграмма, озаглавленная “И дым отечества нам сладок и приятен!”, – апеллирует к опыту прошлого. Цитируя державинский афоризм, лирический субъект противопоставляет […]...
- Анализ стихотворения Пастернака “После дождя” Борис Пастернак вошел в историю русской литературы как поэт-философ, произведения которого наполнены глубоким смыслом и поиском истины. Тем не менее, раннее творчество Пастернака выдержано в лирическом ключе и практически полностью лишено “двойного дна”. Простые и понятные строки его произведений наполнены сиюминутными чувствами, и в этом нет ничего удивительного. Ведь когда Борис Пастернак еще пробовал свои […]...
- “Март” анализ стихотворения Пастернака Взаимопроникновение двух миров – мира человеческой души и мира природы пронизывает все поэтическое наследие Б. Л. Пастернака. Стихотворение “Март” из сборника “Стихотворения Юрия Живаго” – яркий тому пример. Динамика и экспрессия лирической мысли захватывают с первой строчки. Пастернак берет мир в его контрастной повседневной совокупности и через простые и, казалось бы, обыденные слова, плетет вереницу […]...
- Анализ стихотворения Фета “Фонтан” В произведении, созданном летом 1891 г., необычное наполнение приобретает лирическое “мы”, от лица которого моделируется художественное пространство. “Ночь и я” – одинаково “безмолвные”, спокойные и неторопливые участники летней сцены. Их окутывает пьянящий аромат цветущей липы, ставший яркой обонятельной приметой наступившего тепла. Образ, давший заглавие стихотворению, не только оживлен, но и наделен даром речи. Герой и […]...
- Анализ стихотворения Б. Л. Пастернака “Зимняя ночь” Стихотворение Пастернака “Зимняя ночь” – проникновенное раскрытие внутренней драмы лирического героя через описание деталей зимней ночи. Это произведение глубоко художественно и психологично, каждая деталь в нем – проникновение во внутреннее состояние героя через описание его восприятия зимней ночи. Уже первая строфа стихотворения демонстрирует нам это – описание зимней ночи здесь дается с помощью эмоционально окрашенных, […]...
- Анализ стихотворения Пастернака “Ветер” В 1955 году Пастернак завершил работу над ключевым своим прозаическим произведением – романом “Доктор Живаго”. Книга получила высокую оценку за рубежом, после ее издания Бориса Леонидовича наградили Нобелевской премией по литературе. Советские власти приняли масштабный труд писателя без восторгов. Более того – началась травля Пастернака, продолжавшаяся до самой его смерти в 1960 году. Роман заканчивается […]...
- Анализ стихотворения Фета “Облаком волнистым…” Короткое произведение 1843 г. – пример виртуозного владения искусством изображать сиюминутные переживания, ключевым для жанра стихотворной миниатюры. Тематика текста основана на обыденном событии. О нем заявляет лирический субъект, личность которого намеренно лишена автором каких-либо конкретизирующих черт. Мотив неопределенности, знаковый для фетовской художественной манеры, позволяет формировать разные трактовки идейного содержания. Вариации смысла обогащают произведение, кажущееся простым […]...
- Анализ стихотворения Блока “Ангел-хранитель” Поэтический текст был создан летом 1906 г., в третью годовщину бракосочетания Блоков. Сохранился автограф с посвящением супруге Любови Дмитриевне, которая считается прототипом центрального образа стихотворения. “Мгла” – так определяет художественное пространство текста лирический субъект. Окружающей тьме противостоит фигура Ангела-хранителя, которая играет разными ликами: “светлая невеста”, сестра, дочь и жена. В первой строке декларируется любовь героя […]...
- “Во всем мне хочется дойти до самой сути” анализ стихотворения Пастернака История создания Стихотворение “Во всем мне хочется дойти до самой сути” было написано в 1956 г. Оно было включено Пастернаком в книгу “Когда разгуляется”, изданную посмертно в “Избранном” (1961). Это было нелегкое время в творчестве Пастернака. Сразу после войны началась постепенная, все более усиливающаяся травля поэта. Пастернак был признан автором, далеким от советской идеологии, безыдейным […]...
- “Август” анализ стихотворения Пастернака Отношения с религией складывались у Бориса Пастернака сложно. Крещеный выходец из еврейской семьи не был принят в православной русской среде. Но, став известным литератором, Пастернак неожиданно обратился к Религиозной теме и создал цикл произведений, где затронул тему православия. Стихотворение “Август” датировано 1953 годом, когда начался новый этап гонений на православную веру. В то время нужно […]...
- Анализ стихотворения Б. Л. Пастернака “Весна” Стихотворение “Весна” (1918) вошло в сборник Пастернака “Темы и вариации”. Лирический герой испытывает те же чувства, что и пугающая даль, и боящийся упасть дом: Весна, я с улицы, где тополь удивлен, Где даль пугается, где дом упасть боится, Где воздух синь, как узелок с бельем У выписавшегося из больницы. Где вечер пуст, как прерванный рассказ, […]...
- “Июль” анализ стихотворения Пастернака Стихотворение “Июль”, относящееся к Пейзажной лирике, было написано Борисом Пастернаком в 1956 году во время летнего отдыха в Переделкино. Оно ярко отражает характерную для позднего этапа творчества поэта направленность поэзии на восприятие и осмысление мира природы и мира человека как одного неразрывного целого. Тема стихотворения совпадает с его названием: Пастернак красочно и образно, очень любовно […]...
- Анализ стихотворения Пастернака “Гамлет” (1) В романе “Доктор Живаго” (1957) Пастернак отразил сложные и противоречивые чувства, которые довелось испытать ему и его герою Юрию Живаго в те беспощадные годы. Пастернак писал, что в Живаго стремился запечатлеть и себя, и Блока, и Есенина, и Маяковского. В Стихотворении “Гамлет” , вошедшем в этот роман, отразилась трагическая судьба русской интеллигенции, которой, подобно шекспировскому […]...