Анализ стихотворения “Ночь. Улица. Фонарь. Аптека”

Стихотворение “Ночь. Улица. Фонарь.

Аптека”. Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение было написано А.А. Блоком 10 октября 1912 года на его квартире в Петербурге. Оно вошло в поэму “Пляс­ки смерти”, включенную в цикл “Страшный мир”.

Спустя не­сколько дней Блок показал стихи В. Гиппиусу, и тот был пора­жен мрачностью произведения.

Стихотворение можно отнести к философской лирике. Ли­рический герой размышляет в нем о жизни. Она представляется ему неким замкнутым кругом, из которого нет выхода. “Ночь, улица, фонарь,

аптека” – эти образы, открывая и замыкая по­этическую мысль, создают кольцевую композицию.

Мысли героя мрачны, в интонациях его – душевная усталость, тоскливая обреченность.

Исследователи неоднократно отмечали, что поэт здесь ухо­дит от поэтической традиции противопоставления света и тьмы. “Свет” в русской поэзии – это символ надежды, добра, гармо­нии и веры. У Блока же “свет” – “бессмысленный и тусклый”. Пространство замкнуто, ограничено мрачной улицей, ее атри­бутами, жизни и движения нет, время словно замерло, и прохо­дящая четверть века не привносит в жизнь лирического

героя ничего нового.

Стихотворение состоит из двух частей. Первая часть говорит о жизни, вторая часть – о смерти. Однако душевное состояние героя таково, что он не видит здесь различий. Он говорит о том, что, умирая, душа воплотится в каком-то новом облике, но и тогда ее будут окружать какие-то навязчивые образы:

Умрешь – начнешь опять сначала.

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Замыкается стихотворение образом фонаря, однако, думает­ся, свет здесь символизирует не робкую надежду героя, а скорее, подчеркивает безысходность ситуации. Слово “фонарь” замы­кает стихотворение, ударение в нем падает на последний слог, что придает всей строфе жесткость и определенную завершен­ность. Это своеобразный итог, за которым уже ничего быть не может.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт ис­пользует различные средства художественной выразительности (парцелляцию и ряды однородных членов “Ночь, улица, фонарь, аптека…”, эпитеты (“ледяная рябь канала”), аллитерацию (“бес­смысленный и тусклый свет”).

Стихотворение мы можем рассматривать в контексте фило­софских размышлений поэта о себе и мире, о своем времени – стихотворений “Как тяжко мертвецу среди людей”, “Пустая ули­ца. Один огонь в окне”, “Старый, старый сон. Из мрака…”, “Миры летят. Года летят.

Пустая…”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения “Ночь. Улица. Фонарь. Аптека”