Анализ стихотворения Некрасова “Размышления у парадного подъезда”



В стихотворении “Размышления у парадного подъезда” Н. А. Некрасов пишет о социальном расслоении общества. “Па­радный подъезд” в нем выступает как символ государства. К подъезду все время приходят просители, лишь по торжествен­ным дням приезжают самодовольные люди, имеющие званье.

К начальству допускают не всех просителей. В дверях стоит швейцар, который отгоняет оборванную чернь. Н. А. Некрасов не случайно помещает в стихотворение развер­нутый портрет пилигримов: “загорелые лица и руки, Армячишка худой на плечах, По котомке

на спинах согнутых, Крест на шее и кровь на ногах, В самодельные лапти обутых”. Портрет наглядно показывает те условия, в которых живут просители: нищета и непосильный труд.

На лицах мужиков застыло “выраженье надежды и муки”. Они богобоязненны (носят кресты, крестятся на церковь). Швейцара, не пустивше­го их на порог, они с их насущными проблемами не осуждают, говоря “суди его бог!”, а сами лишь безнадежно разводят ру­ками и уходят.

Описанию несчастных странников Н. А. Некрасов проти­вопоставляет по принципу контраста портрет “владельца рос­кошных палат”. В то время как убогие просители

стоят у две­рей, сбив в кровь ноги от долгого пути к “парадному подъезду”, тот, на кого они уповают”, еще спит. И вообще он ведет праздный образ жизни, упиваясь лестью, волокитством, обжорством и игрой. Н. А. Некрасов гневно восклицает: “Во­роти их, в тебе их спасение!

Но счастливые глухи к добру…”. Чиновнику жизнь кажется вечным праздником. В преклонные годы он будет наслаждаться небом Сицилии и показной офи­циальной славой, которая на деле обернется проклятьем от­чизны.

В финальной части произведения художественное про­странство заметно расширяется. Частный случай чиновничье­го произвола перерастает в масштабную картину народных страданий: “Назови мне такую обитель, Я такого угла не ви­дал, Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал?” – с такими словами обращается поэт к родной земле. Этот всеобщий народный стон перерастает в протяж­ную песню бурлаков на Волге.

Волга в данном случае высту­пает как символ всей России. Образ народной скорби гипер­болизируется, разрастаясь до масштабов вселенской трагедии. Для этого Н. А. Некрасов сравнивает его с половодьем. В сти­хотворении встречается выражение “аркадская идиллия”.

Ар­кадия – это область в Древней Греции. По преданию она бы­ла населена беззаботными пастухами и пастушками. Н. А. Некрасову этот образ нужен был для того, чтобы под­черкнуть контраст между этой идиллией и тяжелым положе­нием народа в России.

В произведении много восклицаний и риторических во­просов, которые усиливают экспрессивное начало финала. Н. А. Некрасов видит, как всеобщая скорбь подавляет духов­ность русского народа, и искренне беспокоится о его даль­нейшей судьбе: “Что же значит твой стон бесконечный? Ты проснешься ль, исполненный сил, Иль судеб повинуясь зако­ну, Все, что мог, ты уже совершил – Создал песню, подоб­ную стону, И духовно навеки почил?..”.

Прототипами образа “владельца роскошных палат” стали министр государственных имуществ М. Н. Муравьев, которого впоследствии за зверства при подавлении восстания в Польше в 1863 году прозвали (Муравьев-Вешатель), и князь

А. И. Чернышов, насаждавший при Николае I палочную дис­циплину в армии. Именно А. И. Чернышов доживал свою ста­рость в Италии. Стихотворение, написанное в 1850 году, сразу же подвергалось цензурному запрету.

Впервые оно было опубликовано в 1860 году в газете “Колокол” в Лондоне. На родине поэта же оно к тому времени было широко известно в рукописных списках.

Глоссарий:

– размышления у парадного подъезда анализ

– анализ стихотворения размышления у парадного подъезда

– анализ стихотворения некрасова поэт и гражданин

– анализ стихотворения размышление у парадного подъезда

– размышление у парадного подъезда анализ


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Некрасова “Размышления у парадного подъезда”