Анализ стихотворения Некрасова “Красавице”
Произведения первой поэтической книги Некрасова выдержаны в русле романтической тематики. Текст 1839 г. поддерживает общую тенденцию, разделяя художественное пространство на земной мир и “дивную сторону”, где обитают высокая поэзия, радость, мечта.
Зачин стихотворения насыщен реминисценциями на пушкинские строки “Не пой, красавица, при мне…” К области интертекстуальных связей относятся эмоциональное обращение к лирической героине, структура ее образа, а также выбор рифм и лексических средств.
Герой подробно рассказывает
Минорные мелодии ассоциируются у лирического “я” со сферой идеального. В ней “жизнь сладка” и гармонична, исполнена восторга, насыщена творчеством – приметы пространства сродни координатам “лучшего мира” Жуковского. Человеческие мечты выполняют роль посредников между двумя областями: их завораживает “чудесное волшебство” горних высот.
Вторая группа аргументов в пользу печальной музыки
Загадочный облик “младой музы” представляет третью комбинацию доводов. Богиня посвятила героя-поэта в тайны бытия. Романтику стал понятен “дивный говор” ветра, шелест деревьев, шум волн.
Природные образы организованы при помощи олицетворения: земля, буря и листья наделяются способностью выражать мысли словами.
Мотив всеведения вновь отсылает читателя к пушкинским источникам. Его пророку, преображенному серафимом, доступна для понимания даже потаенная жизнь горних существ.
Финальный эпизод возвращает к призыву, прозвучавшему в зачине художественного текста. Внутренний мир героя полон “звуков томных” – грустных, но умиротворяющих. Череда риторических вопросов свидетельствует о ненужности мелодий “веселья” и “забав”: они тревожат успокоившуюся душу, обрекая ее на “муку бесконечную”.
В посвящении безымянной красавице начинающий поэт представил свой вариант романтической антитезы. Ее атрибутами выступает музыка различной тональности: мажорная ассоциируется с беспечным, но ограниченным дольним пространством, минорная – с бесконечными перспективами горней выси.
- “Рыцарь на час” анализ стихотворения Некрасова История создания Стихотворение “Рыцарь на час” было написано в 1862 г. и опубликовано в № 1-2 “Современника” за 1863 г. Первоначально называлось “Бессонница”. В стихотворении отразились впечатления Некрасова от пребывания в Грешневе и Абакумцеве, где за оградой церкви Петра и Павла похоронена мать Некрасова. Достоевский считал, что “Рыцарь на час” – шедевр творчества Некрасова. Сам […]...
- Анализ стихотворения “Весны приход” Жуковского В. А Русские поэты обращаются в своих лирических произведениях к теме природы, описывая различные времена года, прекрасные ландшафты России, создавая природные зарисовки. Не является исключением и поэт конца XVIII – первой половины XIX века Василий Андреевич Жуковский, который, создавая поэтические произведения, описывает и состояние лирического героя на лоне природы. В стихотворении поэта “Приход весны” передано особое воодушевление […]...
- Анализ стихотворения Некрасова “Возвращение” В мае 1864 года Некрасов отправился за границу, путешествие его продолжалось порядка трех месяцев, причем большую часть времени он прожил в Париже. Стихотворение “Возвращение” связано с приездом Николая Алексеевича в родную страну. Произведение посвящено теме предназначения поэта и поэзии, к которой рано или поздно обращается каждый крупный стихотворец. Что касается Некрасова, то в его лирике […]...
- Анализ стихотворения Н. А. Некрасова “Тройка” В стихотворении “Тройка” (1846) главный мотив творчества Некрасова – беды и страдания народа перерастает в беды и страдания самого поэта. В лирическом произведении изображается судьба женщины-крестьянки. В основе лирического сюжета стихотворения – предвидение будущего женщины-крестьянки, которое дается поэтом в двух вариантах: Поживешь и попразднуешь вволю, Будет жизнь и полна, и легка… Да не то тебе […]...
- “Школьник” анализ стихотворения Некрасова История создания Стихотворение “Школьник” было написано в 1856 г. и напечатано в журнале “Библиотека для чтения” № 10, вошло в сборник стихотворений 1856 г. В момент написания Некрасов жил на даче под Ораниенбаумом, близ которого в 18 в. русский ученый Ломоносов на территории своей усадьбы организовал завод по изготовлению цветного стекла. Литературное направление, жанр Стихотворение […]...
- Анализ стихотворения А. Т. Твардовского “Снега потемнеют синие…” А. Т. Твардовский создал множество лирических произведений, описывающих природу средней полосы России, красоты родного края. Пейзажная лирика стала для поэта одной из главных тем творчества. В стихотворении “Снега потемнеют синие…” перед читателем разворачивается картина уходящей зимы, когда Снега потемнеют синие Вдоль загородных дорог, И воды зайдут низинами В прозрачный еще лесок… Наступающая весна связана в […]...
- “Надрывается сердце от муки” анализ стихотворения Некрасова История создания Стихотворение “Надрывается сердце от муки” было написано Некрасовым в 1863 г. и впервые опубликовано тогда же в “Современнике” № 9. 4-я строка стихотворения – “Барабанов, цепей, топора” – в журнале была пропущена из-за цензурного запрета. В таком же виде это произведение было напечатано в т. 3 “Стихотворений” Некрасова в 1864 г., но уже […]...
- Анализ стихотворения Некрасова “Душно! без счастья и воли…” В 1868 году Некрасов написал стихотворение “Душно! Без счастья и воли…”. В тексте содержится практически прямой призыв к активной революционной борьбе, в результате которой мир должен измениться, а народное горе навсегда остаться в прошлом. По мнению ряда литературоведов, Николай Алексеевич вдохновлялся восьмистишием “Душно! иль опять сирокко…” (1858), принадлежащим перу Кто, волны, вас остановил…” (1823). В […]...
- “Тройка” анализ стихотворения Николая Некрасова История создания Стихотворение “Тройка” написано Некрасовым в 1848 году и опубликовано в журнале “Современник”. Литературное направление, жанр Стихотворение посвящено судьбе русской женщины. Некрасов в духе реализма описывает обычную жизнь крестьянки, наделенной чутким сердцем. Жанр стихотворения “Тройка” – гражданская лирика. Тема, основная мысль и композиция Тема стихотворения – тяжелая судьба русской крестьянки. Стихотворение “Тройка” имеет кольцевую […]...
- “Несжатая полоса” анализ стихотворения Некрасова История создания Стихотворение “Несжатая полоса” было написано предположительно в 1854 г., опубликовано в “Современнике” № 1 за 1856 г. и включено в собрание сочинений 1856 г. Образ несжатой полосы мог быть подсказан народной песней “Полоса ль моя, да полосонька”. Стихотворение было положено на музыку неоднократно в 19 и в 20 вв. Литературное направление и жанр […]...
- “Я не люблю иронии твоей” анализ стихотворения Некрасова История создания Стихотворение “Я не люблю иронии твоей” написано Некрасовым предположительно в 1850 г., напечатано в журнале “Современник” № 11 за 1855 г. Оно включено в сборник стихотворений 1856 г. Стихотворение обращено к Авдотье Панаевой, в которую был влюблен Некрасов. Их роман, начавшийся в 1846 г. и длившийся почти два десятка лет, так и не […]...
- “Прощанье” анализ стихотворения Некрасова История создания Стихотворение “Прощанье” было написано Некрасовым 28 февраля 1856 г. и при жизни поэта не печаталось. Оно было найдено и опубликовано К. И. Чуковским лишь в 1931 г. Однако же своим друзьям и соратникам автор это произведение читал, они его помнили наизусть, а Н. Г. Чернышевский числил его среди своих любимых, о чем в […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Дождя отшумевшего капли…” Соотнесение пейзажной картины с внутренним состоянием лирического “я” – отличительная черта толстовской поэтики. По принципам параллелизма построена композиция раннего стихотворения, написанного в 1840-х гг. Оно начинается с изображения тихого теплого вечера. Природа умыта дождем, и его следы еще остались на посвежевшей листве. Легкий стук капель и слабый шелест деревьев создают атмосферу спокойствия, которая подчеркивается лексической […]...
- “Душно! Без счастья и воли…” анализ стихотворения Некрасова В 1868 году Николай Алексеевич Некрасов становится редактором журнала “Отечественные записки”. В этом же году из-под его отточенного писательского пера, выпорхнуло, как смелая птица, стихотворение “Душно! Без счастья и воли…” Включено в собрание сочинений писателя в 1869 году. Положено на музыку разными композиторами. Строчки стихотворения по сути своей являлись призывом к революционным действиям. В стихотворении […]...
- Анализ стихотворения Некрасова “Славная осень” Композиционная целостность пейзажной зарисовки, начинающей знаменитую ” Железную дорогу” 1864 г., позволяет выделить поэтический фрагмент в качестве самостоятельного произведения. Его основная тема – разноцветная красота “ясных, тихих” осенних дней, благотворно влияющая на самочувствие. По оптимистичному настрою и чувству бодрости тональность некрасовского творения сближается с ощущениями пушкинского героя, который приветствовал приход “русского холода” – освежающего, омолаживающего, […]...
- Анализ стихотворения Некрасова “Умру я скоро. Жалкое наследство Произведение “Умру я скоро. Жалкое наследство…” написано в 1867 году. Некрасов посвятил его “неизвестному другу”, приславшему поэту стихотворение собственного сочинения под названием “Не может быть”. В нем аноним выражал протест против слухов, призванных опорочить Николая Алексеевича. Кто же решился поддержать Некрасова, но при этом предпочел оставить в тайне имя? По мнению литературоведов, автор “Не может […]...
- “Зеленый шум” анализ стихотворения Некрасова История создания Стихотворение “Зеленый шум” было написано в 1863 г. и опубликовано в “Современнике” № 3 за 1863 г., затем включено в сборник 1864 г. С образом зеленого шума Некрасов познакомился, прочитав в 1856 г. украинскую песню с комментариями Максимовича. В них было описано, как Днепр, к которому девушки обращались в песне, и все пространство […]...
- “Памяти Добролюбова” анализ стихотворения Некрасова История создания Стихотворение “Памяти Добролюбова” было написано в 1864 году и посвящено литературному критику Николаю Добролюбову, товарищу Некрасова и сотруднику “Современника”. Николай Добролюбов умер в 1861 г. молодым, в возрасте 25 лет, от туберкулеза. Первоначально у стихотворения не было названия, но был эпиграф из стихотворения Добролюбова. Стихотворение напечатано в “Современнике” № 11-12 за 1864 г. […]...
- Анализ стихотворения Некрасова “Вор” Произведение 1850 г. входит в состав небольшого цикла “На улице”, созданного по канонам жанра физиологического очерка. Стремясь точно зафиксировать драматизм будничных сцен, автор заостряет внимание на диссонансах современности и социальных темах неравенства, жестокости и равнодушия. Неприглядные стороны быта городской бедноты изображены глазами лирического персонажа, чьей главной задачей провозглашается беспристрастное наблюдение за жизненным потоком. По этой […]...
- Анализ стихотворения Некрасова “Пускай мечтатели осмеяны давно…” На протяжении практически всего творческого пути Некрасова современники называли его стихотворения слишком прозаичными. Кроме того, любители поэзии делились на два лагеря. Кто-то принимал лирику Николая Алексеевича, несмотря на недостатки формы, главным считая ее содержание. Другим она категорически не нравилась. Какой бы ни была позиция, общее у этих людей одно – их слух поэзия Некрасова оскорбляла, […]...
- Анализ стихотворения Некрасова “Перед дождем” Николай Некрасов довольно пренебрежительно отзывался о пейзажной лирике, считая, что подобные стихи являются уделом слабых романтических натур, которые способные закрывать глаза на социальное неравенство людей и наслаждаться красотой окружающей природы. Тем не менее, сам поэт неоднократно обращался к этой теме в своих произведениях, используя пейзажные зарисовки для создания либо, наоборот, сглаживания контраста. Есть у Некрасова […]...
- Анализ стихотворения “Погасло дневное светило…” Пушкина А. С Во время южной ссылки, отправляясь в 1820 году на военном бриге в Гурзуф, А. С. Пушкин написал элегию “Погасло дневное светило…”, которая ознаменовала собой новый романтический период в творчестве поэта. Главный мотив элегии – прощание с отрочеством и юностью, прощание с Петербургом. Лирический герой тоскует о былом, его душа не хочет забыть милые сердцу времена: […]...
- “О Муза! Я у двери гроба!” анализ стихотворения Некрасова История создания Стихотворение “О Муза! Я у двери гроба!” написано в 1877 г. Оно считается последним стихотворением Некрасова, по воспоминаниям его родной сестры. Стихотворение – жизненный итог и поэтическое завещание писателя. Опубликовано оно в “Отечественных записках” № 1 за 1878 г. В последние годы жизни писатель тяжело болел. Чувствуя скорую кончину, он обращается к любимому […]...
- Анализ стихотворения “В дороге” Н. А. Некрасова Стихотворение Н. А. Некрасова “В дороге” – первое из произведений о тяжелой доле русской женщины в России. Высокую оценку стихотворению дал В. Г. Белинский. В первой же строфе рисуется образ лирического героя, скучающего в дороге. Чтобы как-то скоротать тяжесть пути, он начинает просить ямщика рассказать какую-нибудь смешную небылицу. Далее по контрасту с этой установкой начинается […]...
- Анализ стихотворения Некрасова “Еду ли ночью по улице темной…” Стихотворение “Еду ли ночью по улице темной…” Н. А. Некрасова посвящено одной из самых тяжелых тем в русской литературе XIX века – судьбе русской женщины. По жанру это баллада. Н. А. Некрасов последовательно показывает, какие тяжкие испытания выпадают на долю главной героини произведения: злоба и бедность в родительском доме, брак с нелюбимым мужем, нищета и […]...
- “Забытая деревня” анализ стихотворения Некрасова История создания Стихотворение “Забытая деревня” написано Некрасовым в 1856 г. и опубликовано в собрании сочинений 1856 г. Первоначально называлось “Барин”. Литературное направление и жанр Стихотворение относится к жанру гражданской лирики и поднимает проблему забытых, заброшенных помещиками деревень. После публикации рецензии Чернышевского в “Современнике” № 11 за 1856 г. цензура усмотрела в стихотворении аллегорию: в образе […]...
- Анализ стихотворения “Забытая деревня” Некрасова Н. А В стихотворении “Забытая деревня” представлена крестьянская тема. Первоначальное название – “Барин”. В тексте отсутствуют слова “забытая” и “деревня”. В. И. Даль определяет слово “деревня” так: “крестьянское селение, в котором нет церкви”. Церковь, тем не менее, имеется (см. последнюю строфу), из чего можно заключить, что более точным названием было бы “Забытое село”. У бурмистра Власа бабушка […]...
- Анализ стихотворения Некрасова “Прости” В 1842 году Некрасов встретил женщину, оказавшую огромное влияние на всю его жизнь. Авдотья Яковлевна Панаева была не только одной из красивейших дам Петербурга, она также славилась умом, писательским талантом, выступала в качестве хозяйки модного литературного салона, собиравшегося в доме ее супруга – Ивана Панаева. Сначала она была холодна к Некрасову. Ответила красавица на чувства […]...
- Анализ стихотворения Некрасова Родина Стихотворение написал Николай Алексеевич Некрасов в 1846 году. В стихотворении описывается то, что видел сам автор, он просто оглянулся и увидел то, что другие в то время считали нормой. Образ Родины в стихотворении поэта подразумевает под собой его отчий домой, где он провел детство. Это скорее ироничное название, потому как в стихотворении описываются все ужасные […]...
- Анализ стихотворения Некрасова “Сеятелям” Образ обработанной плодородной пашни, именуемой лексемой “нива”, – одна из частотных доминант некрасовского пейзажа. Лирический герой, которому понятен уклад бесхитростной деревенской жизни, рад созерцать “колосья бесконечных нив”, гарант крестьянского благополучия. По этой причине образ поля, засеянного хлебом, наделяется эпитетами с положительной семантикой, подчеркивающими красоту и обилие “янтарного зерна”, дара земли-кормилицы. В некрасовской поэтике образ нивы […]...
- Анализ стихотворения Некрасова “В дороге” В дороге Стихотворение Н. А. Некрасова “В дороге” – первое из произведений о тяжелой доле русской женщины в России. Высокую оценку стихотворению дал В. Г. Белинский. В первой же строфе рисуется образ лирического героя, скучающего в дороге. Чтобы как-то скоротать тяжесть пути, он начинает просить ямщика рассказать какую-нибудь смешную небылицу. Далее по контрасту с этой […]...
- Анализ стихотворения Некрасова “Горы” В 1840 году из печати вышел дебютный стихотворный сборник Некрасова, получивший название “Мечты и звуки”. Издал его молодой поэт на собственные деньги. Перед тем, как нести рукопись в типографию, он решил познакомить с ее содержанием Василия Андреевича Жуковского. Тот книгу прочитал и посоветовал Николаю Алексеевичу отказаться от публикации. Некрасов объяснил, что сделать этого не может. […]...
- Анализ стихотворения Некрасова “Пророк” С Чернышевским, которому посвящено произведение 1874 г., автора связывали восемь лет совместной публицистической работы, определившей передовой, остроактуальный облик журнала “Современник”. Поэт, возводивший гражданственность в ранг обязательного качества творческой личности, представляет литературного адресата как истинного сына родной страны. Для характеристики положительного образа Некрасов избирает знаковое заглавие “Пророк”, отсылающее читателя к пушкинскому и лермонтовскому наследию. Показательны различия […]...
- “Умру я скоро” анализ стихотворения Некрасова История создания Стихотворение “Умру я скоро” было написано в 1867 г. и вошло в сборник стихотворений 1969 г. В 1866 г. Некрасов получил стихотворение-письмо “Не может быть”, подписанное “Неизвестный друг”. Письмо было откликом на клевету о Некрасове и обвинения в том, что он неискренен: смеется над толпою, призывает в стихах к любви, а сам суров […]...
- Анализ стихотворения Лермонтова “Звезда” В 1830 г. поэт создал несколько произведений, в тексте которых возникает романтический образ звезды. Кроме анализируемого материала, вариации на эту тему присутствуют в стихотворениях “Вверху одна горит звезда…” и “Еврейская мелодия”. Образ, изначально порожденный байроновскими мотивами призрачности любви, в творчестве Лермонтова получил самостоятельное развитие. Лирического героя влечет сияние одинокого небесного светила. Его мерцание сравнивается с […]...
- Анализ стихотворения Н. А. Некрасова “Родина” Николай Алексеевич Некрасов – поэт небывалой совестливости, горькой иронии и пронзительной боли. Его поэзия жива народным духом, чаяниями и страданиями людей. Мало в окружающей жизни было приятного, а вот горя – моря разливанные; поэзия Некрасова отражала правду жизни, оттого в ней так правдиво и горько говорит автор о своем народе. Стихотворение “Родина”, написанное Некрасовым в […]...
- “Железная дорога” анализ стихотворения Некрасова История создания Стихотворение “Железная дорога” написано Некрасовым в 1864 году и напечатано в журнале “Современник”. Николаевская железная дорога строилась с 1942 по 1952 гг. и позволила проделать путь, на который раньше тратилась целая неделя, за сутки. Николай I издал указ о строительстве первой железной дороги Москва-Петербург своеобразно: он прочертил дорогу на карте под линейку, по […]...
- “Размышления у парадного подъезда” анализ стихотворения Некрасова История создания Стихотворение “Размышления у парадного подъезда” написано Некрасовым в 1858 году. Из воспоминаний Панаевой известно, что в один из дождливых осенних дней Некрасов видел из окна, как от подъезда, в котором жил министр государственных имуществ, дворник и городовой прогоняют крестьян, толкая их в спину. Через пару часов стихотворение было готово. Жанровая сценка, которая стала […]...
- Анализ стихотворения “Размышления у парадного подъезда” Некрасова Н. А Стихотворение “Размышления у парадного подъезда”, написанное в 1858 г., – одно из самых значительных поэтических произведений Некрасова. За пять лет до начала работы над эпопеей “Кому на Руси жить хорошо” поэт создал стихи, во многом предвосхищающие “любимую мысль” будущего произведения, хотя и явно отличные от него стилистически. Если бы не это несходство, “Размышления…” было бы […]...
- Анализ стихотворения “Родная земля” Ахматова “Родная земля” (1961). В этом стихотворении по-особому звучит тема изгнанничества, столь актуальная для русской литературы послереволюционного времени. Поэтесса испытывает жалость ко всем тем, кто вынужден скитаться, покинуть родную землю. Несмотря на то что жизнь в России трудна, сохранена вера в будущее. Вот главный мотив, заявленный в данном стихотворении, относящемся к более позднему периоду творчества Ахматовой. […]...