Анализ стихотворения Некрасова “Гробок”

Период с 1848 по 1855 год в истории Российской империи получил название “мрачного семилетия”. Это время отмечено настоящим цензурным террором. Николай I и его приближенные были настолько напуганы революционными событиями во Франции, что стали с утроенной энергией преследовать либеральную литературу и журналистику.

Трудно пришлось Некрасову, пытавшемуся всеми силами сохранить репутацию “Современника”, которым он руководил. Сильнейшим ударом обернулась для него смерть Белинского. Сатирическое творчество Николая Алексеевича

отошло на второй план.

В соавторстве с Панаевой он написал два романа. Также к периоду “мрачного семилетия” относятся некоторые стихотворения “панаевского цикла”, размышления о назначении и смысле собственной творческой деятельности. В 1850 году на свет появилась небольшая серия произведений “На улице”, представляющая собой беглые зарисовки.

Некрасов в четырех коротких стихотворениях зафиксировал свои уличные впечатления.

“Гробок” – третья история цикла “На улице”. В восьмистишии рассказывается о солдате, который под мышкой несет детский гроб. На глазах его – слезы.

При

этом пока дитятко было живо, относились к нему родители далеко не лучшим образом, часто повторяя: “Чтоб ты лопнуло, проклятое! Да зачем ты и родилося?”. Скорей всего, слова подобные произносились не от хорошей жизни. В императорской России довольно часто среди простого народа встречались ситуации, когда детей в семье рождалось много.

Прокормить их всех не позволяло сложное финансовое положение. Поэтому ребятишки нередко становились обузой. По интонации, выбранной Некрасовым, становится понятно, что он искренне сопереживает герою своего стихотворения, жалеет его.

Обратите внимание: поэт называет служивого ласковым словом “детинушка”.

Последнее произведение цикла “На улице” “Ванька” завершается следующей примечательной строкой: “Мерещится мне всюду драма”. Эти слова – немного измененная цитата из очерка Герцена “Капризы и раздумья” (в оригинале – “За каждой стеной мне мерещится драма”). Они выступают в роли своеобразного эпилога ко всему циклу и эпиграфа к последующей лирике Николая Алексеевича, посвященной городской жизни низших слоев населения.

При помощи них Некрасову удается усилить и без того тягостное впечатление, которое производят стихотворения из серии “На улице” на читателей.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Некрасова “Гробок”