Анализ стихотворения “Мы встречались с тобой на закате” Блок

“Мы встречались с тобой на закате…” (1902)

Это стихотворение Александра Блока относится к циклу “Стихи о Прекрасной Даме”. В нем два мотива: мотив встречи, который звучит в первых трех строфах, и мотив расставания влюбленных – в заключительной строфе.

Когда реалии становятся мечтами, а мечты пере­ходят в реальный мир? Грань между реальностью и мечтой у Блока очень тонка. Он рассказывает нам о чувствах лирического героя и показывает его встречу и расставание с Прекрасной Дамой будто бы сквозь туман. Лирическому герою ближе

мечта – именно в ней он находит спасение.

Поэтому композиция у этого стихотворения кольцевая.

Начало:

Мы встречались с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив…

Конец:

Белый стан, голоса панихиды И твое золотое весло.

Стихотворение продолжает цикл произведений о Прекрасной Даме, но образ этот заметно изменился. Перед нами уже не Величавая Жена. Образ Ее неуло­вим и расплывчат: даны только Ее очертания в белом платье. Но белое платье – черта обыкновенной зем­ной женщины, которая к тому же “веслом рассекала залив”.

/adman_adcode (middle) -->

И эти реальные черты противопоставлены “утонченности мечты”.

Фон повествования тоже снижен. Мы попадаем не в храм, как прежде, а на залив, где “рябь и камыш”, и видим влюбленную пару на песчаной косе.

Если сравнить это произведение с другими стихами о Прекрасной Даме (например, со стихотворением “Вхожу я в темные храмы…”), то мы увидим, как изменились цвета и звуки. Нет ярких красок – все цвета приглушены. Действие происходит на закате, когда зажигаются “вечерние свечи”, и в дымке ве­чернего тумана. Женский образ наполнен “бледной красой”.

В образе лирического героя тоже произошли большие перемены: его прошлые восторги “померк­ли, прошли, отошли”.

Интересно понять значение символов, которые включает в художественную ткань своего произведе­ния автор. Закат, река, туман, золотое весло, цвета и звуки – все имеет свой смысл.

Встреча влюбленных происходит на закате. Их свидание, хоть и окутано вечерним ореолом таин­ственности, но все же это “закат” их романтиче­ских отношений. Туман – тоже символ зыбкости и непрочности отношений.

Женщина безмолвна и непостижима. Лирический герой по-прежнему бо­готворит Ее образ, но у влюбленных нет будущего: все глаголы в стихотворении употреблены в форме прошедшего времени. И в третьей строфе обозначен мотив расставания:

Приближений, сближений, сгораний –

Не приемлет лазурная тишь…

На женщине – белое платье. Белый цвет – сим­вол смерти. Может быть, это плывут куда-то в лодке умершие возлюбленные? В начале стихотворения весло рассекало гладь залива, а в конце оно показа­но застывшим без движения – “золотым”.

Звуки создают грустное настроение, передают печаль лири­ческого героя и его ностальгию по мечте. Встречи с любимой безмолвные, а в лазурной тиши раздаются только голоса панихиды (панихида – молитвенное поминание усопших).

Блок использует разнообразные средства художе­ственной выразительности языка. Метафорические эпитеты (бледная краса; безмолвная встреча; лазур­ная тишь; вечерние свечи; белый стан) посвящены раскрытию образа возлюбленной лирического героя. Изобразительные эпитеты (белое платье; песчаная коса; золотое весло; вечерний туман) участвуют в описании пейзажа, на фоне которого происходит действие.

Метафоры (утонченность мечты; голоса панихиды) подчеркивают земную, реальную картину происходящего.

Стихотворение написано трехстопным анапестом. Стопа трехсложная с ударением на третий слог. Рифма перекрестная.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения “Мы встречались с тобой на закате” Блок