Анализ стихотворения “Мы встречались с тобой на закате” Блок
“Мы встречались с тобой на закате…” (1902)
Это стихотворение Александра Блока относится к циклу “Стихи о Прекрасной Даме”. В нем два мотива: мотив встречи, который звучит в первых трех строфах, и мотив расставания влюбленных – в заключительной строфе.
Когда реалии становятся мечтами, а мечты переходят в реальный мир? Грань между реальностью и мечтой у Блока очень тонка. Он рассказывает нам о чувствах лирического героя и показывает его встречу и расставание с Прекрасной Дамой будто бы сквозь туман. Лирическому герою ближе
Поэтому композиция у этого стихотворения кольцевая.
Начало:
Мы встречались с тобой на закате,
Ты веслом рассекала залив…
Конец:
Белый стан, голоса панихиды И твое золотое весло.
Стихотворение продолжает цикл произведений о Прекрасной Даме, но образ этот заметно изменился. Перед нами уже не Величавая Жена. Образ Ее неуловим и расплывчат: даны только Ее очертания в белом платье. Но белое платье – черта обыкновенной земной женщины, которая к тому же “веслом рассекала залив”.
И эти реальные черты противопоставлены “утонченности мечты”.
Фон повествования тоже снижен. Мы попадаем не в храм, как прежде, а на залив, где “рябь и камыш”, и видим влюбленную пару на песчаной косе.
Если сравнить это произведение с другими стихами о Прекрасной Даме (например, со стихотворением “Вхожу я в темные храмы…”), то мы увидим, как изменились цвета и звуки. Нет ярких красок – все цвета приглушены. Действие происходит на закате, когда зажигаются “вечерние свечи”, и в дымке вечернего тумана. Женский образ наполнен “бледной красой”.
В образе лирического героя тоже произошли большие перемены: его прошлые восторги “померкли, прошли, отошли”.
Интересно понять значение символов, которые включает в художественную ткань своего произведения автор. Закат, река, туман, золотое весло, цвета и звуки – все имеет свой смысл.
Встреча влюбленных происходит на закате. Их свидание, хоть и окутано вечерним ореолом таинственности, но все же это “закат” их романтических отношений. Туман – тоже символ зыбкости и непрочности отношений.
Женщина безмолвна и непостижима. Лирический герой по-прежнему боготворит Ее образ, но у влюбленных нет будущего: все глаголы в стихотворении употреблены в форме прошедшего времени. И в третьей строфе обозначен мотив расставания:
Приближений, сближений, сгораний –
Не приемлет лазурная тишь…
На женщине – белое платье. Белый цвет – символ смерти. Может быть, это плывут куда-то в лодке умершие возлюбленные? В начале стихотворения весло рассекало гладь залива, а в конце оно показано застывшим без движения – “золотым”.
Звуки создают грустное настроение, передают печаль лирического героя и его ностальгию по мечте. Встречи с любимой безмолвные, а в лазурной тиши раздаются только голоса панихиды (панихида – молитвенное поминание усопших).
Блок использует разнообразные средства художественной выразительности языка. Метафорические эпитеты (бледная краса; безмолвная встреча; лазурная тишь; вечерние свечи; белый стан) посвящены раскрытию образа возлюбленной лирического героя. Изобразительные эпитеты (белое платье; песчаная коса; золотое весло; вечерний туман) участвуют в описании пейзажа, на фоне которого происходит действие.
Метафоры (утонченность мечты; голоса панихиды) подчеркивают земную, реальную картину происходящего.
Стихотворение написано трехстопным анапестом. Стопа трехсложная с ударением на третий слог. Рифма перекрестная.