Анализ стихотворения Маяковского “Себе, любимому, посвящает эти строки автор”

Тяготение к гиперболизации проявляется не только в характеристиках художественного пространства, но в изображении личности героя раннего Маяковского. Лирическое “я” словно вырастает до размеров великана, его фигура представляет собой “глыбу”, “жилистую громадину”, а голос оглушает окружающий мир мощным звучанием. Гигант из поэмы ” Облако в штанах” бесцеремонно становится “бок о бок” с Богом, засыпая “вездесущего” шокирующими предложениями.

Получив отказ, герой осмеливается оскорблять и угрожать горним обитателям, копируя повадки уличных хулиганов.

За маской дерзкого самовлюбленного циника скрывается страдальческая душа, жаждущая участия и любви – если не большой, то хотя бы крошечной, “смирного любеночка”.

Перечисленные особенности трактовки образа лирического “я” отразились в стихотворении 1916 г., которое автор снабдил длинным эпатирующим названием. Зачин обозначает жизненные проблемы героя-исполина – одиночество, неприкаянность, бесприютность.

Пытаясь преодолеть невзгоды, лирический субъект ищет пути избавления от гнетущих ощущений. Каждый из пяти антикризисных вариантов выделен в отдельную строфу и начинается с условия, выраженного оксюмороном. Малый размер Мирового океана, нищета миллиардера, косноязычие итальянских классиков – все оригинальные сравнения рассчитаны на эпатаж.

Художественные тропы указывают на колоссальные размеры и мощь гиперболизированного образа героя-поэта. Перед ним меркнет солнце, небо кажется “крохотным”, земля – истощенной и одряхлевшей, а громовые раскаты – тихими. Крик великана способен низвергнуть с небес кометы, “глаз лучи” – возродить старое “лонце” земли. Для исполнения желаний гиганта недостаточно золотых запасов “всех Калифорний”.

Его любовь метафорически отождествляется с триумфальной аркой, связанной с многочисленными образами женщин.

В финале появляется неутешительный вывод: великан характеризует себя как “большой” и “ненужный”, и оба определения усиливаются анафорой “такой”. Поиски счастья не приносят результата, и герой удаляется прочь, “волоча” за собой, как чемодан, “любовищу” – огромное желание быть принятым и любимым. Замечание о неизвестных родителях-Голиафах усугубляет трагическое ощущение одиночества.

Эмоциональный монолог исполнен щемящей тоски: она прорывается в риторических вопросах и восклицаниях, звучит в метафорах и олицетворениях, объединенных семантикой титанического, грандиозного масштаба.



Анализ стихотворения Маяковского “Себе, любимому, посвящает эти строки автор”