Анализ стихотворения Маяковского “Птичка божия”

Лирический субъект позднего Маяковского считает по-прежнему актуальной проблему предназначения художественного слова. В стихотворении “Мрачное о юмористах” он критикует собратьев по цеху за несерьезные, мелкие и устаревшие темы. Вывод героя беспощаден: современный сатирик “обеззубел” и “обэстетился”.

Призывая к перу по-настоящему “бодрых задир”, автор рекомендует высмеивать приспособленцев, паразитирующих “на труде, на коммунизме”.

Обличительный слог полководца стихотворного фронта не щадит и поэта-лирика,

главного персонажа “Птички божией”, датированной осенью 1929 г. Визит возвышенного служителя муз к пролетарскому поэту стал формальным поводом для гневной критики не только творчества отдельного автора, но и трактовки предмета искусства в целом.

Стихотворение открывается сценой встречи энергичного и деловитого хозяина-литератора и смущенного манерного гостя, которого сначала принимают за читателя. Узнав род занятий визитера, бесцеремонный хозяин мгновенно “приклеивает” на пришедшего первый из ярлыков – “пижон”. Впрочем, первоначальная оценка не является окончательной, и лирический

герой дает собеседнику шанс исправить впечатление.

Он ждет от новичка актуальных тем, “вихря идей” и “новостей вагон”, которые воплотились в строчки “грозного боевого марша”.

Коллега не оправдывает ожиданий маститого литератора: он начинает “поэта корчить”. Отвлеченная пейзажная тематика, плавные медитативные интонации – такие стихи не могут устроить героя Маяковского. Для передачи авторской иронии привлекаются разнообразные средства: эпитеты, искаженные галлицизмы, неологизмы, сравнения. Все они призваны снизить образ персонажа, выставить его личность и творчество в смешном свете.

Самые необычные из тропов – пара оригинальных глаголов “тинтидликал” и “дундудел”, “собранные” автором из звуков музыкальных инструментов.

Хозяин резко обрывает речь писателя-“тюльпана”, стукнув по столу “лапой”. Он награждает гостя следующей серией ярлыков, на этот раз связанных с образами небольших певчих птиц. Лирик предстает в гиперболизированном образе птицы размером с человека, напоминающем современную ростовую куклу.

В финальном эпизоде пролетарский поэт объясняет причины своего возмущения: действительность не нуждается в традиционной лирической проблематике, ей необходимы “марш и лозунг”. Антитеза асоциального и социального искусства выражается яркой метафорой, в которой первая разновидность уподобляется торту, вторая – хлебу.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Маяковского “Птичка божия”