Анализ стихотворения Маяковского “Мы идем”

Для характеристики революции поэт избирает знаковый эпитет “благословенная”. Он ожидает, что логичным продолжением перемен станет рождение человека с “новой кровью” – гармоничного, свободного, счастливого. Дерзкий герой, стремившийся эпатировать публику, отказывается конфликтовать со справедливым обществом трудящихся. Напротив, теперь он ощущает себя частью жизненного потока.

В стихотворных текстах послереволюционного пятилетия возникает лирическое “мы”, обозначающее сплоченную группу единомышленников. Ораторское начало, всегда свойственное стилю Маяковского, здесь достигает кульминации: авторская “поэтохроника” изобилует призывами, лозунгами, маршевыми речевками.

Бодрые победители, молодые популяризаторы “новой веры”, архитекторы будущего – такие определения лирического “мы” звучат в произведении 1918-1919 гг. Им противостоят “злючие” ретрограды-старики и те, кто цепляется за отсталый, отживший порядок вещей. Отдельного упоминания удостаиваются представители оппозиционной прессы, которые клеймятся бранным ярлыком “выродки”.

Усилия лагеря злопыхателей безрезультатны: прибегая к известному евангельскому сюжету, лирический субъект выражает свою уверенность в победе молодых и прогрессивных.

Какие цели преследует дружная группа энтузиастов? Ее участники полагают, что преобразования политического строя должны повлечь за собой перемены во внешнем облике города. Будущее задает “железный тон”: провозглашается безусловное господство урбанистического пейзажа. Ориентация на природное начало символизирует традиционный подход к организации пространства, который расценивается как реакционный и враждебный.

С подобными взглядами герой расправляется, как с воззрениями реакционеров, – быстро и без колебаний. Для снижения образа природы привлекается лексика с отрицательной семантикой – эпитеты “хилые” и “сквернить”.

Актуальность темы обусловила появление двух деталей, отразивших своеобразный дух эпохи. Первой стал анекдот о городовом, пытавшемся избавиться от радуги, второй – упоминание о лозунгах, аналогах современного граффити, которыми был расписаны стены Страстного монастыря в первые послереволюционные годы.

Обращение к поколению двадцатилетних с призывом присоединиться к преобразованиям – вершина ораторской экспрессии. Переустройство мира носит зримый, вещный характер: герой предлагает молодежи выкрасить здания столицы в радостные сияющие оттенки.



Анализ стихотворения Маяковского “Мы идем”