Анализ стихотворения Маяковского “Мама и убитый немцами вечер…”

Антивоенная тема, обозначенная в произведении “Война объявлена”, развивается в стихотворном тексте, также датированном 1914 г. Его эксцентричная форма включает в себя приметы драматического жанра: пометы “Письмо” и “Звонок”, указывающие на повороты сюжета, сродни ремаркам в пьесе.

Стихотворение, насыщенное тягостными танатологическими мотивами, открывается короткой городской зарисовкой, в которой черный цвет улиц контрастирует с белизной лиц матерей. Мрачный монохромный колорит усиливается сравнением белого с парчовой обшивкой гроба. В этом же эпизоде присутствует еще одна антитеза: “орущим” о военных успехах ура-патриотам противопоставляется слезная просьба матерей.

Она выглядит по-футуристически странно и связана с олицетворением образа прессы. Мольба о закрытых “глазах газет” – это страстный призыв, указывающий на антигуманную сущность войны, которая раскалывает семьи и приносит в них горе.

Первая ремарка обращает внимание читателя к письму с фронта. Показательны вступительные замечания о дыме и грохоте, которые проясняют внешние обстоятельства новой сцены. Предмет письма весьма оригинален: сын рассказывает об “израненном вечере”, как будто о своем сослуживце. Причудливая картина создана по канонам неповторимого урбанистического пейзажа раннего Маяковского.

В ней все подлежит олицетворению: вечер, звезды, луна, деревни и города. Могучий вечер-солдат пытается превозмочь страдания от тяжелых ран. Над ним визжат, будто женщины, “звезды в платочках” и “страшно” косит глаз месяца.

Картину скорби дополняет горюющая Ковна, также соотнесенная с женским образом. Она рыдает и в отчаянии ломает себе руки. Автор оперирует и реальным, и метафорическим смыслами образа города, и поэтому применяет по отношению к нему два ярких тропа: “глаза костелов” и “пальцы улиц”.

Завершают душераздирающую сцену удалые слова вечера, однако в соотнесении с тяжелым каламбуром заглавия не остается сомнений по поводу скорой гибели желающего показать себя в мазурке.

Вторая ремарка возвращает сюжет в реальность монохромного города. В финальном эпизоде повторяется мотив гробовой белизны материнского лица, заданный зачином. Здесь крупным планом отображены эмоции одной из героинь. Поэт передает ужас матери, которая предчувствует весть о гибели сына.

Художественный текст завершается рефреном-мольбой, образуя кольцевую композицию.



Анализ стихотворения Маяковского “Мама и убитый немцами вечер…”