Анализ стихотворения Мандельштама “Сумерки свободы”

Изначально Мандельштам встретил приход к власти большевиков радостно. В революции он видел возможность для кардинальных перемен, тотального обновления всех жизненных сфер. При этом уже в книге “Tristia”, изданной в 1922 году, появились мотивы разлуки, увядания, скорби, расставания. Поэт понял, что Великая Октябрьская революция в первую очередь принесла разруху, что построение нового мира началось с полного разрушения старого.

Впрочем, вернемся в год 1918. В мае Мандельштам находился в Москве и опубликовал в газете левых эсеров “Знамя

труда” стихотворение “Сумерки свободы”. Читателю крайне сложно догадаться, какие именно сумерки имел в виду Осип Эмильевич – утренние или вечерние. Восходящее солнце говорит в пользу рассвета.

Одновременно упоминается “сумрачное бремя власти”, плохо сочетающееся с появлением на небе светила. В совместной статье Михаила Гаспарова и Омри Ронена верно замечено, что произведение “Сумерки свободы” отличается использованием неоднозначных образов, поэтому всякую его реконструкцию стоит считать спорной.

Корабль времени в стихотворении идет ко дну. Здесь есть отсылки к нескольким источникам.

Первый – Откровение Иоанна Богослова.

В Апокалипсисе сказано, что “времени уже не будет”. Второй – сборник “Сумерки” Евгения Баратынского, его последняя и самая сильная книга, изданная в 1842 году. Время тонет и в итоге может исчезнуть совсем. Впрочем, Мандельштам оставляет место для надежды.

Наступило время новое – грозное, неизведанное. Народ, ранее молчавший и покорявшийся власть имущим, заговорил и стал творить. Третий – “Слово о полку Игореве”, входившее в число любимых произведений Осипа Эмильевича. Оно начинается с обращения к современникам: “Не прилично ли будет нам, братия…”.

У Мандельштама слово “прославим” употребляется не в значении “восхвалим”. Поэт собирается создать песнь, достойную произошедших событий, похожую на ту, что сочинил автор “Слова о полку Игореве”.

Важнейшая загадка стихотворения “Сумерки свободы” – кто подразумевается под “народным вождем”. Существует версия, что поэт имел в виду Николая II, но вряд ли это действительно так. Произведение Мандельштама проникнуто пафосом будущего и изменением жизни, оно не вяжется с образом монарха, отрекшегося от престола.

Также среди претендентов на звание “народного вождя” – Керенский, Ленин, патриарх Тихон. Скорей всего, Осип Эмильевич не вдохновлялся каким-то конкретным человеком. Его “народный вождь” – образ собирательный.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Мандельштама “Сумерки свободы”