Анализ стихотворения Мандельштама “Петербургские строфы”

Впервые стихотворение “Петербургские строфы” было опубликовано в 1913 году в февральском номере ежемесячного литературного сборника поэтов-акмеистов “Гиперборей”. Впоследствии оно вошло в первое издание дебютной книги Мандельштама “Камень”. Произведение посвящено Гумилеву – близкому другу Осипа Эмильевича. В 1928 году Мандельштам в письме Ахматовой признался, что способен вести воображаемый диалог только с двумя людьми – с ней и Николаем Степановичем.

Причем общение с Гумилевым никогда не прерывалось и не прервется,

несмотря на его трагическую смерть в 1921-ом.

В “Петербургских строфах” прошлое пересекается с настоящим. Использование мотива бесконечной повторяемости бытия сближает стихотворение с творчеством Блока:
Умрешь – начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь…
Только у Мандельштама эта тема лишена негативной окраски. Время историческое и литературное он воспринимает как цикличное. Пока все повторяется, продолжается течение жизни. В стихотворении “Петербургские строфы” перед читателями предстает Северная столица разных эпох.

За “мутной метелью” виднеется солнце,

сквозь запах бензина проступает пушкинский Петербург. Упоминаются сразу два героя произведений Александра Сергеевича: Онегин и Евгений из “Медного всадника”.

Примечательна “желтизна правительственных зданий”. Желтый цвет будет не раз присутствовать в стихотворениях Мандельштама, посвященных Петербургу. Например, можно вспомнить “Я вернулся в мой город, знакомый до слез…”, “Нынче день какой-то желторотый…”. Естественно, дело здесь не только в любви Николая I к окрашиванию правительственных строений в желтый цвет.

Скорее, работает совершенно другой ассоциативный ряд – из романов Достоевского. Достаточно вспомнить хотя бы “Преступление и наказание”, где практически повсеместный желтый цвет стал в первую очередь символом болезненности. Кстати, Мандельштам мог опираться не столько на прозу Федора Михайловича, сколько на стихотворение Анненского “Петербург”, опубликованное в 1910 году.

В книге литературоведа Лекманова, посвященной Осипу Эмильевичу, сказано, что поэт вырвал листок с этим произведением из журнала “Аполлон” и не расставался с ним на протяжении всей жизни.

Образ броненосца в доке, с которым сравнивается Россия, возникает как предчувствие приближающейся войны. В данном случае Мандельштам, как и любой другой по-настоящему великий поэт, оказался провидцем. Около года прошло с момента написания стихотворения, Российская империя вступила в Первую мировую войну, обернувшуюся для страны настоящей трагедией и ставшую одной из ключевых причин Великой Октябрьской революции.

Интересно, что образ броненосца – взгляд не только в будущее, но и в прошлое. Он отсылает читателей к роману Мережковского “Антихрист (Петр и Алексей)”. В частности, имеется в виду описание Адмиралтейства глазами государя-императора (голые ребра недостроенного корабля сравниваются с остовом чудовища).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (3 votes, average: 2.33 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Мандельштама “Петербургские строфы”