Анализ стихотворения Мандельштама “Невыразимая печаль”
В 1913 году в свет вышло первое издание дебютной книги Мандельштама “Камень”, в которой нашли отражение творческие поиски молодого поэта, его опыты в области символизма и акмеизма. Наибольшее влияние на раннюю лирику оказали два гения – Тютчев и Верлен. От первого Осип Эмильевич позаимствовал некоторые темы.
От второго – легкость формы.
Зачастую при анализе первого периода творчества Мандельштама литературоведы не учитывают один весьма важный факт – молодой стихотворец страдал сразу от двух болезней: стенокардии и астмы.
Мандельштам боялся, что тело умрет, при этом не успеет свершиться “подвиг души”. Недуг породил ощущение хрупкости бытия. В любое мгновение мир может покачнуться и разбиться, что нашло отражение в стихотворении 1909 года “Невыразимая печаль”. Мотив хрупкости появляется в первой строфе: ваза выплескивает свой хрусталь.
Во втором четверостишии комната предстает целым миром – маленьким царством, которое одновременно замкнуто и безгранично. В финале стихотворения
Кому они принадлежат – судьбе, богу, человеку? В данном случае не столь важно, пока есть возможность наслаждаться “красным вином” и “солнечным маем”. Кстати, даже у болезни имеется своеобразное преимущество – она способна расширить зрение: “Невыразимая печаль открыла два огромных глаза…”.
Иногда Мандельштама обвиняют в косноязычии. Обратите внимание на последние две строки стихотворения “Невыразимая печаль”:
…И, тоненький бисквит ломая,
Тончайших пальцев белизна.
Здесь налицо неправильное с точки зрения правил русского языка употребление деепричастного оборота. Ну, как в качестве исполнителя какого-либо действия может выступать белизна? А у Мандельштама она ломает тоненький бисквит. Чуткого читателя пленяет именно неправильность, заключенная в придуманном Осипом Эмильевичем образе.
Сходная мысль встречается у Николая Гумилева, друга Мандельштама и его соратника по “Цеху поэтов”. Он писал, что стихотворение “должно быть безукоризненно даже до неправильности”, так как индивидуальность произведению придают лишь осознанные отступления от общепринятых правил.
Литературовед и филолог Михаил Гаспаров “Невыразимую печаль” связывал с другой ранней лирической зарисовкой Мандельштама – “В просторах сумеречной залы…”. В ней предстает пустая комната с высокими вазами на столе. В них – лилии, раскрытыми цветами будто просящие вина.
Сравните с картиной, изображенной в рассматриваемом нами стихотворении, – букет в вазе, глоток вина, тоненький бисквит.
“Невыразимая печаль” – великолепный образец импрессионистического творчества Мандельштама. Не обошлось здесь без влияния Поля Верлена. Он считается первым в мировой литературе поэтом-импрессионистом, своей лирикой обозначившим переход от романтизма к символизму. “Чистое наблюдение”, лежащее в основе нового направления в искусстве, означало отказ от идеи в творчестве, законченности, обобщенности.
Изображалось каждое мгновение. Место мысли заняло восприятие, рассудок заменил инстинкт. Соответственно, произошел отказ от истории, сюжета. “Невыразимая печаль” – прекрасная импрессионистическая зарисовка, образы которой каждый читатель может толковать по-своему в зависимости от собственного жизненного опыта, восприятия искусства и действительности.