Анализ стихотворения М. И. Цветаевой “Какой-нибудь предок мой был – скрипач…”
Когда-то Марина Цветаева написала: “Гений тот поезд, на который все опаздывают”. Наверное, трудно найти более емкое определение для характеристики ее самой. Ведь она и есть тот самый гений.
Цветаева мощью своего творчества показала, по словам Е. Евтушенко, что женская любящая душа – это не только хрупкая свечка, не только прозрачный ручеек, созданный для того, чтобы в нем отражался мужчина, но и пожар, перекидывающий огонь с одного дома на другой.
Стихи Марины Цветаевой всегда очень эмоциональны и экспрессивны. Когда их читаешь,
Обожжет ли твою душу ее жаркое дыхание или обойдет стороной?
М. Цветаева вступает в литературу как поэт с романтическим мировосприятием, максимализмом жизненных требований, крайним индивидуализмом жизненной и поэтической позиции:
Чтоб в мире было двое:
Я и мир!
Черты романтической эстетики мы можем найти и в стихотворении Цветаевой “Какой-нибудь предок мой был – скрипач…”. В центре поэтического
И было все ему нипочем,
Как снег прошлогодний – летом!
Таким мой предок был скрипачом.
Я стала – таким поэтом.
Таким образом, в стихотворении нет сюжета в традиционном его понимании. Оно построено с помощью конкретизации, раскрытия определенных черт лирического героя. Для этого Цветаева обращается к его возможной родословной.
Так, в самом начале поэт (лирический герой) предполагает, что его предок был скрипачом, а при этом еще наездником и вором. Отсюда поэтесса делает вывод о чертах его (своего) характера:
Какой-нибудь предок мой был – скрипач,
Наездник и вор при этом.
И потому ли мой нрав бродяч,
И волосы пахнут ветром.
Формально это стихотворение делится на семь самостоятельных, но взаимосвязанных четверостиший. Связь между ними подчеркивается использованием одного и того же способа построения: тезис – вывод. Например, во втором четверостишии то, что предок “крадет абрикосы” (вор) становится причиной “страстной судьбы” героини. В третьей строфе тезис дает описательные характеристики, а затем следует вывод:
Дивясь на пахаря за сохой,
Вертел между изб – шиповник.
Плохой товарищ он был – лихой
И ласковый был любовник.
Можно сделать вывод, что композиция этого стихотворения двухчастна. Последнее четверостишие, а точнее, две его последние строчки, в определенном смысле противопоставлены остальным строфам стихотворения:
Таким мой предок был скрипачом.
Я стала – таким поэтом.
Важной особенностью этой части является то, что только здесь есть указание на пол поэта. Это очень важно в контексте времени, когда жила Цветаева. Она явилась одним из родоначальников русской “женской поэзии”.
Таким образом, можно сказать, что тема стихотворения – образ поэта. Идея же его рассыпана по всему произведению и связана с романтическим пафосом. Он воплощается в портрете предка: “скрипач”, “наездник и вор”, “плохой товарищ”, “ласковый любовник”, “любитель трубки, луны и бус…”.
Романтизм проявляется и в автобиографизме стихотворения.
Цветаева-поэт боролась за право иметь сильный характер. Ее стихийность во всем стала стихийностью и ее стиха. Цветаева резка, порывиста, дисгармонична. Она, повинуясь интонации, рвет стихотворную строку на слова и слоги, а слоги переносит из одной строки в другую.
Поэту прежде всего важен смысл, речь. Не жалея стиха, Цветаева резала строку цезурой и резко – с помощью тире – выделяла, “отбрасывала” слово вниз.
Все стихотворение “Какой-нибудь предок мой был – скрипач…” построено на центральном образе: предок – скрипач. Он раскрывается с помощью эпитетов, а также “красочного” и разнообразного синтаксиса – примет особого поэтического стиля М. Цветаевой. Поэт активно использует восклицательные знаки, тире, многоточия.
Одним из ключевых в произведении становится прием иронии. Сначала делается предположение: “Какой-нибудь предок мой был скрипач”. А затем: “Что он не играл на скрипке”. И хотя поэт иронизирует: “Таким мой предок был скрипачом.
Я стала таким поэтом”, можно без иронии сказать, что поэт Марина Цветаева состоялась. Ее поэзию трудно перепутать с чьей-либо еще. Перечитывая это ее стихотворение, можно смело сказать:
Я (Марина Цветаева) стала – таким поэтом!