Анализ стихотворения Лермонтова “Гроза”

Художественная манера поэта формировалась под знаком романтизма. По этой причине его лирический герой приобретает черты сильной личности, борца и мятежника, трагического любовника и страдальца. Он противостоит “ветхому миру”, и одиночество становится расплатой за вызов общественным порядкам.

В “Грозе”, датированной 1829-1830 гг., бесстрашный герой-романтик изображается на фоне природной стихии. Произведение построено в форме страстного монолога, однако сначала лирический субъект обращает внимание читателя не на свои чувства,

а на пейзажную зарисовку.

В картине морской грозы доминирует группа лексики, объединенная по принципу активного действия. Показательно, что в нее включены многочисленные глаголы и деепричастия: “ревет”, “хлещут”, “толпяся”, “метется”, “летай”, “свистите”. В цветовом решении преобладает темный оттенок, который периодически перебивается “огнистой лентой” молнии.

Колористическая доминанта окружается разнообразными художественными приемами: кроме метафоры, молния получает сравнение со змеей и эпитет “печальная”. Поэт использует и олицетворения: этот вид

тропа задействован при описании грозы и волн.

Суммируя пейзажные впечатления, поэт нагнетает лексику с коннотациями тревоги, признаков мощи и силы. Неожиданно появляется антитеза: бушующей картине грозы противостоит лирический субъект. В отличие от кипучей стихии он сохраняет неподвижность. Герой “недвижим” не только внешне, но и в душе.

Он спокоен, холоден и даже равнодушен.

В монологе объясняются причины хладнокровного поведения лирического “я”: герой испытал обман в любви и в жизненных ожиданиях, стал жертвой злых сплетен и клеветы. После бури негативных эмоций, череды разочарований и предательств не страшны бури природные. Оба риторических вопроса, посвященные теме крушения надежд, имеют сложную структуру.

В них душевные муки сравниваются с природными явлениями – мощью стихии, огнем молнии.

В финальном катрене закрепляется антитеза “бушующая природа” – “неподвижный герой”. Она усиливается бесстрашным призывом к стихии: однородные глаголы в повелительном наклонении адресованы молнии и ветрам.

По аналогичным принципам построено художественное пространство другого лермонтовского творения – “Гроза шумит в морях с конца в конец…” Шторм застигает лирического героя на корабле. Здесь мрачное спокойствие романтика не нарушают “бурные воды” моря, крики “ужаса” и “моленья” моряков.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Лермонтова “Гроза”