Анализ стихотворения Лермонтова “Договор”

Появление произведения, датированного 1841 г., часто связывают с именем графини Евдокии Ростопчиной, поэтессы и подруги детства Лермонтова. По другой версии, “Договор” посвящен неизвестной женщине, которая по своему положению не могла входить в высшее общество. Так или иначе лермонтовское творение продолжает тему любви, не одобренной людским законом.

Стихотворение является переработкой юношеского произведения “Прелестнице”, в котором содержится дерзкий вызов светским условностям, общественным “предубежденьям”. При

редактировании поэтического текста автор меняет акценты, концентрируясь на психологических портретах и душевном родстве героев.

“Неразгаданный союз” двух свободных людей осуждается злыми языками. Анафора “пускай”, с которой начинается произведение, подчеркивает пренебрежительное отношение влюбленной пары к мнению общества, названному “толпой”.

Содержание второго и третьего катренов демонстрирует общность характеров героев: они независимы, безразличны к мнению авторитетов, получающих насмешливый титул “идолов света”. Членам “неразгаданного союза” скучны привычные

увеселения. Они искренни и смелы в суждениях.

Лермонтовскому лирическому герою удалось прервать круг абсолютного одиночества, характерного для ранней лирики. У мрачного романтика появляется двойник в женском обличье. На уровне синтаксиса это акцентируется еще одной анафорой – “как ты”.

Среди толпы и “веселья шумного” герои смогли отыскать и почувствовать родственную душу. Осознанность выбора подчеркивается названием произведения. Отношения влюбленных свободны от обязательств: “сошлись и разойдемся вновь”.

В финальных четверостишиях появляется череда философских обобщений, а стиль приобретает афористичность, емкость, отточенность.

Поэтический текст пронизывается рядом антитез, которые начинаются с пар “злоба” – “любовь”, “умный” – “безумный”. Завершающее двустишие стало хорошо известным афоризмом, вошедшим в отечественную сокровищницу авторских фразеологизмов. Оно тоже основано на антитезе.

Важность конечной мысли подчеркивается изменениями в рифме: вместо перекрестного способа рифмовки применяется кольцевая разновидность.

Зрелая лермонтовская лирика меняет фокус внимания: на смену внешнего конфликта с “ветхим миром” и демонстративного одиночества приходят рефлексия и интерес к психологическому портрету.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Лермонтова “Договор”