Анализ стихотворения Лермонтова “1830. Майя. 16 число”



Юношеская поэзия Лермонтова представляет собой своеобразную лирическую исповедь, личный дневник, посредством которого он делился интимными переживаниями, философскими рассуждениями, политическими взглядами. В этом деле Михаил Юрьевич следовал за зарубежными романтиками – французскими писателями Этьеном Пивером Сенанкуром и Жерменой де Сталь, а также продолжал традиции, заложенные еще в прозе Жан-Жака Руссо. Все перечисленные авторы тяготели к жанрам исповеди, писем, дневников, отличающихся субъективизмом и эгоцентризмом. В ранней лирике Лермонтова нередко встречаются стихотворения, в качестве заглавия к которым использованы даты или инициалы, что сближает их с произведениями эпистолярного жанра и дневниковыми заметками, придает им личную окраску.

Среди подобных текстов – “1830. Маия. 16 число”.

Произведение представляет собой написанную от первого лица философскую медитацию. Его центральная тема – тема смерти. В первых строках лирический герой заявляет, что смерть не страшит его.

Ужасным ему кажется другое – тесно связанное с физической гибелью

забвение. “Исчезнуть совершенно” – вот главный страх. Сначала герой находит возможный выход – не останется на земле его тела, зато останутся плоды трудов. Впрочем, и такой вариант не слишком ему нравится.

Для Лермонтова не характерно гармоничное ощущение смены поколений, природного круговорота, способное несколько смягчить трагизм физической кончины. Смерть для него – “бессмысленное поглощение мирозданием человеческой индивидуальности” и роковая тайна, разгадка которой ему не слишком интересна. Гибель тела, оболочки не так волнует Михаила Юрьевича, как исчезновение духовного “я”, что нашло отражение и в стихотворении “1830. Маия.

16 число”. Как правило, в лермонтовской лирике смерть предстает в неразрывной связке с любовью. В рассматриваемом тексте поэт отказывается от этой пары. Зато появляется мотив противостояния художника толпе, характерный для всего творчества Михаила Юрьевича.

Кроме того, затрагивается тема вечного покоя, часто встречающаяся в лермонтовской поэзии. Как правило, вечный покой лирический герой обретает, войдя в последнюю дверь. В стихотворении “1830.

Маия. 16 число” Михаил Юрьевич отказывает ему в этом. В финале герой пророчествует – по его мнению, покоя ему не видать в загробном мире, как не видел он покоя при жизни.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Анализ стихотворения Лермонтова “1830. Майя. 16 число”