Анализ стихотворения Клюева “Вы обещали нам сады…”

Клюева принято относить к группе так называемых новокрестьянских поэтов. На протяжении всего творческого пути он оставался певцом русской северной избы, которая в его лирике превращалась в центр мироздания, наделялась мистической сущностью. Столь сильная любовь к деревне и простой жизни идет из детства Николая Алексеевича.

Дело в том, что он родился и вырос в крестьянской семье. Мать его была сказительницей и плачеей, отец – урядником, сидельцем в винной лавке. Среди предков поэта – немало приверженцев старообрядства. Семья Клюева

жила в глухой северной деревеньке, расположенной в Олонецкой губернии.

О своих корнях Николай Алексеевич никогда не забывал. Недаром Ахматова отзывалась о нем, как о “таинственном деревенском Клюеве”, а Блок искренне считал “провозвестником народной культуры” и воспринимал в качестве символа народной веры.

В 1912 году Николай Алексеевич написал программное произведение, получившее название “Вы обещали нам сады…”. Его считают ответом на “Оттуда” (1899) Бальмонта. Фактически Клюев выступает против символизма.

В стихотворении появляется антитеза “мы” – “вы”. Под

первым местоимением подразумеваются поэты из народа. Под вторым – представители символизма. “Оттуда” Константина Дмитриевича – обещание увести читателей с помощью поэзии из мира реального, где проблемы, несчастья, потрясения, в возвышенно-прекрасный мир грез.

В той стране нет “ни печали, ни заката”, там “свежесть утренней звезды”, там “спят нешепчущие реки”. В общем, Бальмонт описывает настоящий райский уголок.

Клюев обещаниям символистов не верит. По его мнению, в землях, изображенных Константином Дмитриевичем, живут Чума, Увечье, Голод, Убийство, Бедность, Разврат и Страх. Окультуренной природе, в качестве воплощения которой выступают сады, Николай Алексеевич противопоставляет природу дикую. Он считает, что истинное очищение человека происходит только под воздействием силы, идущей из недр крестьянского мира.

Себя и себе подобных Клюев провозглашает людьми, вскормленными ущелий недрами, вспоенными дождями. Тех, кому выпало счастье осознать величайшую ценность “мужицкого” восприятия действительности, поэт называет валунами, седыми кедрами, звоном лесных ключей и сосен. Подобные мысли Николай Алексеевич будет транслировать и в произведениях, вошедших в сборники “Братские песни” и “Лесные были”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Клюева “Вы обещали нам сады…”