Анализ стихотворения Гумилева Волшебная скрипка

Тема поэта и поэзии – одна из вечных, сквозных тем в ми­ровой литературе. Практически каждый поэт в тот или иной пе­риод времени выражал собственную точку зрения на проблемы творчества: зачем он творит, что заставляет его писать, откуда берется поэтический талант. И, конечно, такой яркий поэт, Н. С. Гумилев – теоретик акмеизма – не мог не оставить своих раздумий на эту тему.

Стихотворение написано в форме посвящения Валерию Брю­сову. И хотя речь в стихотворении идет о скрипке и скрипаче, то есть о музыке, но читатель легко разгадает

данную аллегорию. Брюсов – поэт символизма, для которого музыка – особая сверхъестественная сила, воплощающая стихию “чистого дви­жения”, первооснова творчества.

А образ скрипки наиболее бли­зок образу лиры – символа поэзии.

Скрипка, то есть творчество в стихотворении Гумилева про­тиворечиво по сути. Творчество совмещает в себе две стороны: и восторженное начало, воплощенное через образ мальчика и милого, веселого учителя; и темную сторону, воплощенную в окружающем мире, где обитают “духи ада” и “бешеные волки”. Процесс творчества Гумилев описывает с помощью антитез и оксюморонов:

“темный ужас”, “счастье, отравляющее миры”,

“царственные звуки”, “петь и плакать”. Творчество – это крест, который поэт добровольно принимает и должен нести, ибо он живет только тогда, когда творит:

Ты устанешь и замедлишь, и на миг прорвется пенье,

И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, –

Важен мотив преемственности творчества: учитель передает “волшебную скрипку” милому мальчику. Образ же самого поэта второстепенен по сравнению с описанием творчества, жизни по­эта, которая невозможна без поэзии. Силен мотив смерти от творчества:

На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!

Отчетливо просматривается образ дороги – пути через дре­мучие леса. Признать себя поэтом, по Гумилеву, следовательно, выйти на полную опасностей дорогу с одной только “волшебной скрипкой” в руках.

Мир стихотворения Гумилева – мир древнерусский, мир мифов и тайн, мир “счастья, отравляющего миры”. Мир безжа­лостный, но свободный и гордый, поэтому именно волки выбра­ны одним из ведущих образов стихотворения. Волки в стихотво­рении – именно оборотни, не прошедшие дорогу и не выдержавшие испытания, ушедшие в лес и мстящие за свои не­удачи в жизни:

Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленье В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь.

Ты поймешь тогда, как злобно насмеялось все, что пело,

В очи глянет запоздалый, но властительный испуг.

Все художественно-выразительные средства (и эпитеты: “обе­зумевший смычок”, “страшной смертью”, и метафоры “исчез на­веки безмятежный свет очей”, “смертный холод обовьет”) служат раскрытию основной идеи стихотворения: речь идет о трагедии поэтов, о гибельности творчества, но на уровне ритма эмоции не выплескиваются. Неторопливость, плавность речи создается через использование длинных нетрадиционных строк из восьмистопного хорея. Ритм стихотворения вступает в противоречие с его со­держанием.

Такое сочетание создает впечатление фатальности, неотвратимости судьбы: гибель поэта неотвратима.

Общую идейно-философскую концепцию Гумилева, данную в стихотворении, можно выразить так: “Поэт живет, только пока он способен творить”.

Глоссарий:

– гумилев волшебная скрипка анализ

– волшебная скрипка анализ

– волшебная скрипка гумилев анализ

– анализ стихотворения гумилева волшебная скрипка

– анализ стихотворения гумилева


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Гумилева Волшебная скрипка