Анализ стихотворения Гумилева “Смерть”
Танатологические мотивы характерны для гумилевской поэтики, однако на протяжении творческого пути трактовка вечной темы претерпевала изменения. В ранней лирике смерть принимает конкретные, хотя и разнообразные облики, и зачастую соотносится с религиозными темами.
В стихотворении 1905 г. смерть предстает в двух образах, один из которых относится к прошлому, а другой – к настоящему. Описание первого лика зловещего персонажа занимает основную часть художественного текста. Изображение начинается с фоновой зарисовки, которую организуют
Среди картины жестокого сражения возникает портрет экзальтированной смерти-воительницы. Он подобен облику древнегреческой богини, и эта ассоциация подкрепляется сравнением персонажа с Астреей, дочерью Зевса. Ее ослепительная зовущая красота, сочетающаяся с мощной неженской силой, завораживает лирического субъекта, разгоняя горячую кровь, придавая мужество, закаляя в бою.
Ситуация сближается с обрядом инициации: дикий напор воительницы находит отклик в душе юноши, преображая его в истинного рыцаря,
Второй лик грозной героини – прямая противоположность женщине-воину. “Иная” смерть предстает в образе меланхоличной романтической девы – “нежной”, с ласковым взглядом. Поэт выстраивает антитезу подобно художнику, задействуя в противопоставлении лексику с коннотациями блеска и пастельных тонов. В случае с первой вариацией персонажа используются определения “золотисто-пьяная” и “сверкающая”, со второй – “бледная”, облаченная в скромное “пепельное” одеяние.
Два противоположных лика смерти объединяет одно качество: они привлекают героя, “манят”, призывая в рай. Лирический субъект, возмужавший отважный воин, не страшится будущей встречи. Тому есть две причины. Герой избавлен от страхов, присущих приземленному обывателю.
Конец жизни, вписанный в неизбежный “райский” контекст, выглядит продолжением, а не завершением существования души.
Портрет нежной девы-смерти из одноименного стихотворения фактически повторяется в художественном пространстве “Ягуара”, который появился двумя годами позже анализируемого. “Белая невеста”, чей гипнотизирующий взгляд исполнен тихой любви, сравнивается с грациозной ланью и величественной королевой.
- Анализ стихотворения Гумилева “Старый конквистадор” Образ рыцаря-завоевателя символичен для гумилевского творчества: он знаменует суть поэтической доктрины, с которой начинающий автор вступил в литературу. Доблестному воину не страшна смерть, герой призывает “любую” из ее личин, чтобы “биться до конца”. Персонаж, близкий по духу философии Гумилева, надеется выиграть рискованную схватку и добыть загадочную “голубую лилию” – романтическую мечту и любовь. В стихотворении […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Ягуар” Яркие образы животных, птиц и фантастических персонажей, имеющих общие черты с представителями земной фауны, стали знаковой особенностью гумилевской поэтики. Произведение 1907 г. выделяется среди анималистической лирики Гумилева: в художественном пространстве этого стихотворения читатель наблюдает перевоплощение лирического субъекта в персонажа, пришедшего из мира животных. Начало “Ягуара” определяет рамки сюжета: герой моделирует ситуацию “странного сна”, типичную для […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Выбор” Произведение 1908 г., вошедшее в сборник “Романтические цветы”, отражает авторский подход к мировоззренческой категории смерти, тема которой выходит за рамки отдельного издания. Картины последних минут жизни гумилевских героев разнообразны, однако в стихотворениях раннего периода смерть чаще всего представляется обманчивой “Белой Невестой”, прекрасной женщиной – “нежной” и “бледной”, ласковой и манящей. Россыпь коротких экспрессивных историй с […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Дон-Жуан” Образ дона Жуана – испанского распутника – один из самых популярных в мировой литературе. Количество произведений, в которых встречается этот персонаж, – около 150. В частности, к нему обращался Гумилев. Современники по-разному характеризовали поэта, но нередко в их описаниях встречались следующие слова: авантюрист, мечтатель, поклонник опасностей и приключений, романтик. Сам стихотворец считал себя крайне некрасивым […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Мужик” Осмысление исторических путей, составляющих будущее России, – многогранная тема, которую поэт развивает в первом послереволюционном сборнике “Костер”. Историзм Гумилева включает в себя мифологическую основу: автор трактует современные ему события в обобщенно-философском плане, представляя их как эпизод борьбы двух начал – гармонического и хаотического. Образ мужика, центральный в поэтическом пространстве стихотворения 1916 г., является олицетворением разрушительных […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Он поклялся в строгом храме” Первое знакомство Гумилева с Ахматовой состоялось в Царскосельской гимназии. Ему было семнадцать лет, ей – на три года меньше. Он сразу влюбился. Анна Андреевна взаимностью не ответила. Так началась многолетняя игра в кошки-мышки. Ахматова то приближалась, то вновь отдалялась. Гумилев страдал и даже предпринимал попытки самоубийства. Тем не менее, своего Николай Степанович добился. В 1910 […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Портрет мужчины” До революции Николай Гумилев успел объездить практически весь мир, однако его первое путешествие было связано с Францией. Именно туда вчерашний гимназист отправился в 1906 году, чтобы продолжить обучение в Сорбонне. Эта страна покорила поэта своей праздностью и легкостью в восприятии жизни. Поэтому неудивительно, что Гумилев часто пропускал лекции ради возможности побродить по узким парижским улочкам, […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “В пустыне” Николай Гумилев обожал путешествовать, и мог проводить в дальних странствиях долгие месяцы. Единственным ограничением для него служили финансы, которых у поэта порой хватало лишь на то, чтобы преодолеть часть намеченного маршрута. Впрочем, Гумилева это нисколько не смущало, потому что итогом его странствий являлись прекрасные стихи, не лишенные философского смысла. В них автор не только рассказывал […]...
- Анализ стихотворения “Смерть поэта” Лермонтова “Смерть поэта” (1837). Стихотворение было написано сразу после смерти А. С. Пушкина, ознаменовав открытие основного периода творчества Лермонтова. Благодаря этому стихотворению поэт становится известен всей России. Таким образом была продекламирована преемственность между двумя величайшими поэтами России: А. С. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым. В произведении сконцентрированы основные темы всего позднего периода творчества Лермонтова: отношение к […]...
- Анализ стихотворения “Последняя смерть” Баратынского “Последняя смерть” (1827). Стихотворение относится к философской лирике. Поэт, видя в древности образцы прямого благородства и силы духа, осознает человеческую историю как ряд неуклонных потерь. По мнению Баратынского, исторический прогресс приводит к разделению естественного союза души и тела, природы и ума. В данном стихотворении запечатлена одна из последних стадий человечества: Желания земные позабыв, Чуждался их […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Нежно-небывалая отрада…” Тема преимуществ, которые дают человеку жизнь и смерть, достаточно часто встречается в творчестве Николая Гумилева. И это неудивительно, ведь автор обладал переменчивым и достаточно сложным характером. По этой причине он не только с завидной регулярностью задумывался о самоубийстве, но и дважды предпринимал попытки добровольно лишить себя жизни после того, как получал отказ от Анны Ахматовой […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Ужас” Произведение, созданное осенью 1907 г., сочетает в себе жанровые особенности баллады и готического романа. Лирическое повествование от первого лица напоминает рассказ о кошмарном сне. Отталкиваясь от мотива прогулки, сквозного для гумилевской поэтики, сюжет движется в сторону нагнетания признаков опасного мистического путешествия. Длинная панорама коридора, в котором разворачивается действие “Ужаса”, характеризуется знаковыми особенностями – тишиной, полумраком […]...
- Анализ стихотворения Смерть Поэта Время создания стихотворения Стихотворение посвящено смерти Пушкина и написано сразу после его гибели – в 1837 году. Лирический монолог. Жанровые особенности стихотворения Стихотворение Лермонтова – лирический монолог, состоящий из меняющихся по содержанию, эмоциональному настрою и, соответственно, ритмике отрывков. Мысль Лермонтова движется от мысли о трагической гибели – поэта к вопросу о причинах гибели Пушкина и […]...
- “Жираф” анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение “Жираф” Гумилев написал в 1907 г. Оно было опубликовано в сборнике стихов 1908 г. “Романтические цветы”, изданном в Париже, и было посвящено Анне Ахматовой, которую Гумилев в тот момент считал своей невестой и на которой женился в 1910 г. Впоследствии посвящение было снято. Принято считать, что стихотворение написано под впечатлением путешествия Гумилева […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Любовь” Одно из загадочных поэтических творений, “Любовь” была написана в 1912 г., когда Гумилев работал над переводами стихотворений Оскара Уайльда. Мировоззренческая доктрина и поэтика английского автора оказали влияние на Гумилева. Сыграли свою роль и впечатления, порожденные перипетиями судьбы мастера парадоксов, одобрявшего самоутверждение утонченной личности, даже если оно выходило за пределы общественных норм. С другой стороны, главный […]...
- Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова “Смерть поэта” Стихотворение состоит из двух частей. Когда М. Ю. Лермонтов написал первую часть произведения, оно вышло в печать, то Бенкендорф сделал вид, что ничего особенного не произошло. Он просто проигнорировал стихотворение. Когда была опубликована вторая часть, он возмутился и сообщил Николаю I. В связи с этим царь перевел поэта в Нижегородский драгунский полк. Так началась ссылка […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Девочка” Автобиографичность – несомненная черта произведения, датированного летом 1917 г. В поэтическом тексте отразились непростые отношения автора и его первой супруги Анны Ахматовой, которая стала прототипом обоих женских образов, созданных в стихотворении. Особое значение приобретают воспоминания о первых встречах двух поэтов: 17-летний юноша, едва познакомившись с “дикой девочкой” Аней, воспылал к ней горячей любовью. В центре […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Память” Как и многие поэты, Николай Гумилев обладал неким даром предвидения. В своих стихах он не только сумел предсказать собственную смерть, но даже указал, что будет расстрелян. Произведения, ставши впоследствии откровениями, характерны для последнего этапа творчества этого поэта. Среди них – стихотворение “Память”, написанное в 1921 году, за несколько месяцев до ареста и расстрела. Анализируя свою […]...
- Анализ стихотворения Смерть поэта (Лермонтов М. Ю.) В конце января 1837 года, получив известие о трагической гибели Пушкина, Лермонтов отозвался на это ужасное событие стихотворением “Смерть поэта”. Это яркий образец гражданской лирики поэта. В стихотворении дан отклик русского народного поэта на великую утрату, понесенную его родиной. От лица всего передового, что было в русском обществе того времени, от лица широких народных масс […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Шестое чувство” Не секрет, что русский поэт Николай Гумилев обладал неким даром предвидения. Во всяком случае, он очень точно в одном стихотворении описал собственную смерть и человека, который оборвет его жизнь. Поэт не знал лишь точной даты гибели, хотя и предвидел, что случиться это довольно скоро. Именно этому удивительному дару Николай Гумилев посвятил свое стихотворение “Шестое чувство”, […]...
- “Волшебная скрипка” анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение “Волшебная скрипка” Гумилев написал в 1910 г. Оно открывало изданный в том же году сборник “Жемчуга”. Стихотворение посвящено Брюсову, старшему наставнику Гумилева. Литературное направление и жанр Отдавая дань своему учителю, Гумилев использует символы и аллегории. В традиции символистов музыка – первооснова творчества, особая стихия, порождающая поэзию в том числе. Волшебная скрипка как […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Душа и тело” Произведения, вошедшие в последний прижизненный сборник, подводят итог авторским размышлениям о жизненных и поэтических путях современности. Одним из поводов, побуждающих к глубоким философским размышлениям, становится автобиографическая тема духовной эволюции лирического “я”. Герой “Памяти”, открывающей “Огненный столп”, начинает исследование-самоанализ личности. Стихотворение “Душа и тело”, созданное в 1919 г., моделирует полифоническую картину внутреннего мира “угрюмого и упрямого […]...
- Анализ стихотворения Бунина “Смерть” Вопросы о предстоящей смерти время от времени задает себе каждый человек. Однако поэты имеют обыкновение не только рассуждать на подобные темы мысленно, но и раскрывать их в своих произведениях. Как правило, речь о переходе в иной мир литераторы заводят сперва в юности, а после – в преклонном возрасте. И Иван Бунин в этом отношении не […]...
- Анализ стихотворения “На смерть Шевченко” Стихотворение “На смерть Шевченко” было написано М. Некрасовым непосредственно накануне похорон поэта и впервые напечатано во Львове в 1886 г. (в журнале “Заря”), а в России оно вышло лишь в 1904 году, потому что долгое время было под цензурным запретом. Смерть гениального украинского Кобзаря больно поразила поэта. Тарас Григорьевич был тесно связан с журналом Некрасова […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Вечер” В 1910 году Гумилев выпустил сборник “Жемчуга”, включив в него в качестве составной части свою предыдущую книгу “Романтические цветы”. Многие коллеги-поэты высоко оценили творчество Николая Степановича. Молодой стихотворец удостоился лестных отзывов от Анненского, Брюсова, Иванова. Правда, несмотря на положительные оценки, они посчитали “Жемчуга” ученической книгой. Стихотворение “Вечер”, датированное 1908 годом, входит во второй раздел сборника, […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Я и вы” Незадолго до революции Николай Гумилев оказался во Франции, где влюбился в Елену дю Буше. Именно этой женщине в 1918 году поэт посвятил стихотворение “Я и вы”, в котором не только раскрывает свои чувства, но и предсказывает собственную гибель. Гумилев понимает, что у них с Еленой нет общего будущего – они слишком разные. Поэтому данное произведение […]...
- Анализ стихотворения Бродского “На смерть Жукова” Находясь в эмиграции, Иосиф Бродский продолжал внимательно следить за всеми событиями, которые происходят в СССР. Когда в 1974 году умер Георгий Жуков, который еще при жизни получил негласный титул маршала Победы, опальный поэт посвятил этому выдающемуся человеку стихотворение. По структуре оно выдержано в духе старинных од, которые были приурочены к знаковым событиям – гибели, рождению […]...
- Анализ стихотворения Лермонтова Смерть поэта М. Ю. Лермонтов написал стихотворение “Смерть поэта” будучи под впечатлением от гибели А. С. Пушкина. Для поэта это событие было настоящим потрясением и тяжелой утратой. Гибель талантливого и молодого А. С. Пушкина была неожиданной и нелепой. М. Ю. Лермонтов, желая отыскать справедливость, написал стихотворение “Смерть поэта”. В своем произведении М. Ю. Лермонтов описал не справедливую, […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Мне снилось: мы умерли оба Принято считать, что у Николая Гумилева была единственная муза, и имя ей – Анна Ахматова. Однако на протяжении нескольких лет молодая и своенравная поэтесса отвечала на предложение руки и сердца своему будущему супругу отказом, что заставляло Гумилева совершать безумные поступки. Он несколько раз пытался покончить жизнь самоубийством, убегал от будущей супруги чуть ли не на […]...
- “Заблудившийся трамвай” анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение “Заблудившийся трамвай” было написано Гумилевым в 1919 г. и опубликовано в 1921 в сборнике “Огненный столп”. Ирина Одоевцева вспоминала, что Гумилев поделился с ней тем, как у него возник замысел стихотворения. Он возвращался на заре домой после вечеринки, где пил и играл в карты, и, проходя по мосту через Неву, увидел летящий […]...
- Подробный анализ стихотворения Смерть поэта (Лермонтов М. Ю.) Одно из самых выдающихся и волнующих произведений Михаила Юрьевича Лермонтова – стихотворение “Смерть поэта”, написанное им в 1837г. Данное творение посвящено смерти великого русского поэта и писателя – Александра Сергеевича Пушкина. Надо сказать, что Лермонтов был первым, кто осмелился затронуть эту тему в своих произведениях, причем достаточно остро, резко и открыто. Как известно, А. С. […]...
- “Слово” анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение “Слово” Гумилев написал в 1919 г в Петрограде. Оно было напечатано в 1921 в сборнике “Огненный столп”. Название сборника библейское. Такой столп вел по ночам израильский народ через пустыню в землю обетованную. Столп – символ того, что выведет народ Гумилева из тьмы и хаоса, в который погрузилась страна в революцию и гражданскую […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “О тебе” Принято считать, что Николай Гумилев на протяжении всей своей жизни любил лишь одну женщину, и ею была его супруга, поэтесса Анна Ахматова. Однако это не совсем так. После нескольких лет относительно счастливой жизни отношения супругов зашли в тупик. Ахматова мечтала о том, чтобы муж всегда был рядом и при этом признавал за ней право быть […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Наступление” Николай Гумилев с огромным патриотизмом воспринял известие от начале первой мировой войны и в 1914 году записался в армию добровольцем. В свои 28 лет поэт все еще смотрел на жизнь сквозь розовые очки и считал, что участие в военной компании будет чем-то напоминать так полюбившиеся путешествия в далекие и неизведанные страны. Однако Гумилева ждало жестокое […]...
- “Две розы” анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение “Две розы” Гумилев написал в 1911 г. Считается, что стихотворение, посвященное рассуждениям о природе любви, написано под влиянием первого года жизни в браке с Ахматовой, к которому так стремился Гумилев. По свидетельству Ахматовой, стихотворение было написано в альбом кузине Гумилева, Марии Кузьминой-Караваевой, и ей же посвящено. Стихотворение было напечатано в сборнике “Чужое […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Сонет” В отличие от рефлексирующих созерцателей, образами которых изобилует поэзия Серебряного века, лирический субъект гумилевского творчества – человек действия. В нем доминирует волевое начало, и при разнообразии ролей – завоевателя и охотника, воина и моряка – неизменным остается одно: мужественная сущность натуры героя. Творчество Гумилева началось с поэтической декларации конквистадора, которая была облечена в форму сонета. […]...
- Анализ стихотворения Гумилева Жираф Начало стихотворения знакомит читателя с женщиной, слабой тонкой и ранимой. Ее грустный взгляд, вот что видит поэт перед собой. Он будто ребенка пытается успокоить и отвлечь рассказывая про необыкновенное место, озеро Чад с его обитателем жирафом. Он называл себя “мастером сказки”. Описание природы действительно больше напоминает дивный мир. Нереальные картины, описанные строчками стиха, с такой […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Уста солнца” Одним из ярких моментов жизни Николая Гумилева стало его знакомство с Еленой дю Буше, дочерью французского хирурга. Произошло это в начале 1917 года, когда поэт в составе военной миссии оказался в Париже. Он находился в весьма унылом настроении, так как понимал, что во Второй мировой войне русская армия терпит поражение. Смириться с этим Гумилев, считавший […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Заблудившийся трамвай” Николай Гумилев весьма негативно воспринял Октябрьскую революцию, так как был убежден, что строить новое государство на крови и лжи недопустимо. Он неоднократно публично высказывался по поводу того, что Россия с ее богатым культурным и историческим наследием отдана на растерзание варварам, которые рано или поздно уничтожат все самое лучшее, что было создано в стране многими поколениями […]...
- Анализ стихотворения Н. Гумилева “Старый конквистадор” Стихотворение “Старый конквистадор” входит в сборник Н. Гумилева “Жемчуга” и является типичным образцом романтической поэзии. Само название произведения относит нас к далеким временам завоевания Америки испанскими и португальскими воинами. Герой стихотворения – “старый конквистадор” – заблудился в неведомой стороне, в горах. Все в этом краю, описанном в романтическом ключе, незнакомо и неведомо герою: “неведомые горы”, […]...