Анализ стихотворения Гумилева “Смерть”

Танатологические мотивы характерны для гумилевской поэтики, однако на протяжении творческого пути трактовка вечной темы претерпевала изменения. В ранней лирике смерть принимает конкретные, хотя и разнообразные облики, и зачастую соотносится с религиозными темами.

В стихотворении 1905 г. смерть предстает в двух образах, один из которых относится к прошлому, а другой – к настоящему. Описание первого лика зловещего персонажа занимает основную часть художественного текста. Изображение начинается с фоновой зарисовки, которую организуют

звуковые и визуальные детали: “трубный вой”, “лязганье мечей” и “кровавый туман”.

Среди картины жестокого сражения возникает портрет экзальтированной смерти-воительницы. Он подобен облику древнегреческой богини, и эта ассоциация подкрепляется сравнением персонажа с Астреей, дочерью Зевса. Ее ослепительная зовущая красота, сочетающаяся с мощной неженской силой, завораживает лирического субъекта, разгоняя горячую кровь, придавая мужество, закаляя в бою.

Ситуация сближается с обрядом инициации: дикий напор воительницы находит отклик в душе юноши, преображая его в истинного рыцаря,

способного найти упоение в кровавом сражении.

Второй лик грозной героини – прямая противоположность женщине-воину. “Иная” смерть предстает в образе меланхоличной романтической девы – “нежной”, с ласковым взглядом. Поэт выстраивает антитезу подобно художнику, задействуя в противопоставлении лексику с коннотациями блеска и пастельных тонов. В случае с первой вариацией персонажа используются определения “золотисто-пьяная” и “сверкающая”, со второй – “бледная”, облаченная в скромное “пепельное” одеяние.

Два противоположных лика смерти объединяет одно качество: они привлекают героя, “манят”, призывая в рай. Лирический субъект, возмужавший отважный воин, не страшится будущей встречи. Тому есть две причины. Герой избавлен от страхов, присущих приземленному обывателю.

Конец жизни, вписанный в неизбежный “райский” контекст, выглядит продолжением, а не завершением существования души.

Портрет нежной девы-смерти из одноименного стихотворения фактически повторяется в художественном пространстве “Ягуара”, который появился двумя годами позже анализируемого. “Белая невеста”, чей гипнотизирующий взгляд исполнен тихой любви, сравнивается с грациозной ланью и величественной королевой.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Гумилева “Смерть”