Анализ стихотворения Гумилева “Прогулка”

Лето 1911 г. молодой поэт провел в усадьбе матери Слепнево Тверской губернии. Веселый, деятельный, устраивающий разнообразные забавы, Гумилев был душой компании, состоящей из родственников и соседей, владельцев близлежащих имений. Особенно нравились поэту две юные барышни-сестры, Мария и Ольга, которые приходились ему дальними родственницами. Первая обладала тихим и спокойным характером, вторая была бойкой и очаровательной, прекрасно пела.

В гумилевской лирике, датированной этим периодом, отразились автобиографические мотивы дружбы “троицы

странной” и беспечного летнего отдыха.

Образы двух “нежных и стройных” сестер возникают в “Акростихе”. С ними связывается тема необременительного путешествия, легкой поездки в “шарабанчике”. Подобное идейно-образное наполнение характерно для поэтического текста “Прогулки”, датированной концом весны 1911 г.: две “веселые” и беззаботные девушки, метафорически именуемые “сокровищами мечтаний”, едут в потрепанном “шарабане”.

Лирический субъект очарован своими героинями. Он с удовольствием участвует в развлечении, хотя его нельзя назвать комфортным: на

дороге “рытвины”, да и путь вышел слишком долгим для увеселительной поездки.

Сквозь жизнерадостный тон “Прогулки” пробиваются интонации светлой грусти и мягкой иронии. Диссонанс возникает в конце первого катрена: девушки невольно покоряют “ненужное им” сердце лирического “я”. Во втором четверостишии тема непонимания развивается.

Предметом женского восхищения становится не “неловкий” герой-всадник, а его ладный конь.

Спустя две-три недели после написания анализируемого текста Гумилев создает его продолжение, озаглавленное “Опять прогулка”. Жизнерадостная компания “собирателей кувшинок” вновь отправляется в недолгую дорогу. Одна из девушек названа по имени – Оля.

Она “осторожно ласкова” с героем-рассказчиком. Финальное двустишие добавляет иронии в поэтический текст: едущим в “шарабане” путешественникам легче любезничать с попутчиками, чем тем, кто сидит в седле.

В произведении “На кровати, превращенной в тахту”, появившемся в один день с “Прогулкой”, представлена более детализованная характеристика каждого из участников маленькой компании. Дружное трио составляют лирический герой, “жертва” собственных затей, степная “лисица” Оля и Маша, которая подобна “лебедю”. Последний из образов, прототипом которого стала Мария Кузьмина-Караваева, выйдет за пределы летнего слепневского цикла, возникнув в сложном художественном пространстве “Заблудившегося трамвая”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Гумилева “Прогулка”