Анализ стихотворения Гумилева “Отравленный”



Мотив любви как ядовитого зелья, знаковый для лирики Гумилева, характеризуется автобиографичностью. Известно по крайней мере о трех попытках самоубийства, которые предпринимал поэт в юношеские годы, в период увлеченности Анной Горенко. Женский образ отравительницы возникает и в творчестве Ахматовой, однако опьяняющая горечь в трактовке поэтессы скорее характеризует сложность отношений, чем конкретные свойства напитка. “Терпкая печаль” душевной дисгармонии приносит страдания обоим героям.

Произведение Гумилева 1911 г. сходно по

тематике с ахматовским ” Сжала руки под темной вуалью…” Непростые отношения влюбленной пары здесь развиваются по-другому. Бледность “печальной и гибкой” героини становится страшной, характеризуясь эпитетом “снеговая”. Лирический субъект замечает и дрожание рук, и странность в поведении избранницы.

Он сознательно выпивает отравленное возлюбленной вино, сопровождая жест мужественной “улыбкой”.

Остальная часть лирического повествования относится к будущему времени. Герой, наделенный даром предвидения, уверенно моделирует дальнейшие события. Прощальная речь не содержит

обвинений: он предоставляет свободу возлюбленной. Лирический субъект, находящийся на пороге смерти, ощущает себя путником, который направляется в “прохладный рай”.

Сакральное место кажется бескрайней равниной с колористической доминантой – “золотым небосклоном”.

Содержание финального катрена объясняет секрет всеведения героя: мысленно находясь в горнем мире, он проникает в тайную суть земных деяний. Невозмутимость и отстраненность позиции лирического “я” позволяет встретить смерть мужественно и даже насладиться ей. Показательно, что в поэтическом тексте не упоминается о боли: переход в иной мир сродни кошмару, который “медленно душит” спящего.

Новое состояние способствует избавлению от отрицательных черт – жестокости, злобы, печали. В художественном мире “Отравленного” смерть является выходом из лабиринта мучительной любви. Неслучайно вино охарактеризовано эпитетом “золотое”: отравленное питье трактуется как средство, приближающее выпившего к заветному золоту райских небес.

Тем же периодом датирован “Акростих”, посвященный Ахматовой. Одна из деталей цветастой восточной картины, изображенной в произведении, – загадочный взор, исполненный “отравы и обманов”. Невыносимая горечь высокого чувства передается метафорой “отравленная кровь” в стихотворении ” Однообразные мелькают…”, которое создано шестью годами позже анализируемого текста.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Гумилева “Отравленный”