Анализ стихотворения Гумилева “Нет, ничего не изменилось…”
Нарастающий трагизм и мотивы тревоги характеризуют гумилевскую лирику позднего периода. Воин-завоеватель, типичный герой авторского поэтического мира, обнаруживает новые качества: он проявляет себя как мужественный стоик, готовый к очередным жизненным испытаниям. Обращение к евангельским темам часто связывается с ощущениями конца.
По этим принципам формулируется философская доктрина лирического субъекта: “Стою в саду иной земли” или “Ангел ждет душу мою”.
Поэтический текст, появившийся в конце 1920 г., проникнут эсхатологическими
Только конец света, обозначенный устоявшейся формулой “час судный”, прервет привычный круговорот вещей.
Отвлеченное понятие “невыразимой красоты”, которая способна “дивно” преобразить безнадежно серое пространство, связано с теплотой человеческих отношений, любовью и дружбой.
Во второй части произведения появляется обращение к
Особенности портрета позволяют связать женский образ с именем Ирины Одоевцевой, ученицы и приятельницы поэта, которая оставила подробные, но противоречивые мемуары о последних трех годах жизни Гумилева.
Сияющий женский образ – единственное, что противопоставлено сгущающейся “тьме”. В лучах улыбки “друга” герой становится “самим собой”, “на миг” избавляясь от тревоги и тоски.
Финал стихотворения не оставляет сомнения в скорой победе угрожающей мглы, которая порождает отчаяние и предчувствие скорого конца. Интересно, что даром предвидения обладает только лирический герой, а его “друг”-адресат, который способен на краткий миг сдержать наступление мрака, не ощущает ни сгущающейся атмосферы опасности, ни ценности своих способностей.
Эсхатологические мотивы получают развитие в “Канцоне”, датированной тем же периодом. Проклятая реальность подобна “задворкам мира” или “гниющему водоему”, и только в искренних чувствах милой – истинная жизнь героев, яркая, динамичная и радостная.
Related posts:
- “Жираф” анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение “Жираф” Гумилев написал в 1907 г. Оно было опубликовано в сборнике стихов 1908 г. “Романтические цветы”, изданном в Париже, и было посвящено Анне Ахматовой, которую Гумилев в тот момент считал своей невестой и на которой женился в 1910 г. Впоследствии посвящение было снято. Принято считать, что стихотворение написано под впечатлением путешествия Гумилева […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Дождь” Произведение, созданное весной 1915 г., отражает своеобразный подход автора к изображению родного пейзажа. Лирический герой видит окружающую природу через оконное стекло, забрызганное каплями дождя. Прозрачная преграда помогает по-новому взглянуть на детали обычной картины. Герой-наблюдатель фиксирует привычные и свежие черты дождливого дня: мир по-прежнему ярок и близок лирическому “я”, но представляется “рябым”, пестрым, когда свет преломляется […]...
- “Шестое чувство” анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение “Шестое чувство” было написано Гумилевым в 1920 г. и напечатано в сборнике “Огненный столп” в 1921 г. Литературное направление и жанр Стихотворение относится к литературному направлению акмеизма. Образы влюбленного вина, доброго хлеба, женщины одновременно материальны и приближаются к символам. Писатель даже подсказывает, как их можно “использовать” – съесть, выпить, поцеловать. Но лирический […]...
- “Она” анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение “Она” было написано Гумилевым в 1912 г. и опубликовано в сборнике “Чужое небо” (1912). Ахматова, которая стала женой Гумилева в 1910 г., утверждала, что в тексте речь идет о ней. По легенде, Гумилев прислал ей стихотворение в письме, написанном в дальнем путешествии, как признание в любви, но ответа не получил. Литературное направление […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Любовь” Одно из загадочных поэтических творений, “Любовь” была написана в 1912 г., когда Гумилев работал над переводами стихотворений Оскара Уайльда. Мировоззренческая доктрина и поэтика английского автора оказали влияние на Гумилева. Сыграли свою роль и впечатления, порожденные перипетиями судьбы мастера парадоксов, одобрявшего самоутверждение утонченной личности, даже если оно выходило за пределы общественных норм. С другой стороны, главный […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Девочка” Автобиографичность – несомненная черта произведения, датированного летом 1917 г. В поэтическом тексте отразились непростые отношения автора и его первой супруги Анны Ахматовой, которая стала прототипом обоих женских образов, созданных в стихотворении. Особое значение приобретают воспоминания о первых встречах двух поэтов: 17-летний юноша, едва познакомившись с “дикой девочкой” Аней, воспылал к ней горячей любовью. В центре […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Детство” Автобиографический образ лирического героя-ребенка не относится к числу частотных, типичных для поэтики Гумилева. В позднем произведении “Память” возникает фигура “некрасивого” и “тонкого” мальчика, чувствительной душе которого близки и понятны явления природы. Обостренное восприятие живого мира позволяет автору наделить образ ребенка определением “колдовской”. Юный герой сторонится сверстников, избрав своими друзьями “дерево” и “рыжую собаку”. Основные мотивы, […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Сонет” В отличие от рефлексирующих созерцателей, образами которых изобилует поэзия Серебряного века, лирический субъект гумилевского творчества – человек действия. В нем доминирует волевое начало, и при разнообразии ролей – завоевателя и охотника, воина и моряка – неизменным остается одно: мужественная сущность натуры героя. Творчество Гумилева началось с поэтической декларации конквистадора, которая была облечена в форму сонета. […]...
- “Две розы” анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение “Две розы” Гумилев написал в 1911 г. Считается, что стихотворение, посвященное рассуждениям о природе любви, написано под влиянием первого года жизни в браке с Ахматовой, к которому так стремился Гумилев. По свидетельству Ахматовой, стихотворение было написано в альбом кузине Гумилева, Марии Кузьминой-Караваевой, и ей же посвящено. Стихотворение было напечатано в сборнике “Чужое […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Умный дьявол” Мотив смерти закономерно возникает в поэтической системе Гумилева: его отважный лирический субъект привык балансировать на краю опасности. В многоликих отражениях последних минут жизни возникает образ Люцифера, который представляет теневую сторону личности мужественного романтика. Формулировка “мой друг”, определяющая отношения между героем и князем тьмы, не лишена элемента эпатажа. Облик темного начала интересен бесстрашному искателю, который одновременно […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Перчатка” Свое поэтическое творение молодой автор вложил в письмо Брюсову, которое датировано концом лета 1907 г. Выбирая тему для стихотворения, Гумилев проявил себя как наследник романтической традиции. Перчатка ассоциировалась с достоинством, отвагой и благородством происхождения, но прежде всего обозначала сердечный интерес знатной красавицы и ее кавалера. Шиллеровскую балладу, заглавием которой послужил небольшой аксессуар, интерпретировали Жуковский и […]...
- “Волшебная скрипка” анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение “Волшебная скрипка” Гумилев написал в 1910 г. Оно открывало изданный в том же году сборник “Жемчуга”. Стихотворение посвящено Брюсову, старшему наставнику Гумилева. Литературное направление и жанр Отдавая дань своему учителю, Гумилев использует символы и аллегории. В традиции символистов музыка – первооснова творчества, особая стихия, порождающая поэзию в том числе. Волшебная скрипка как […]...
- “Вечер” (Еще один ненужный день…) анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение “Вечер” было написано в 1908 г. и напечатано в сборнике “Жемчуга”, изданном в 1910 г. Некоторые исследователи считают, что в стихотворении отражены настроения Гумилева, получившего отказ от Анны Ахматовой, к которой он сватался в это время. Фактом является только то, что в момент написания стихотворения отношения Гумилева и Ахматовой, которые все-таки поженились […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Прогулка” Лето 1911 г. молодой поэт провел в усадьбе матери Слепнево Тверской губернии. Веселый, деятельный, устраивающий разнообразные забавы, Гумилев был душой компании, состоящей из родственников и соседей, владельцев близлежащих имений. Особенно нравились поэту две юные барышни-сестры, Мария и Ольга, которые приходились ему дальними родственницами. Первая обладала тихим и спокойным характером, вторая была бойкой и очаровательной, прекрасно […]...
- “Заблудившийся трамвай” анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение “Заблудившийся трамвай” было написано Гумилевым в 1919 г. и опубликовано в 1921 в сборнике “Огненный столп”. Ирина Одоевцева вспоминала, что Гумилев поделился с ней тем, как у него возник замысел стихотворения. Он возвращался на заре домой после вечеринки, где пил и играл в карты, и, проходя по мосту через Неву, увидел летящий […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Война” Поэт отправился на фронт добровольцем, хотя по состоянию здоровья имел освобождение от военной службы и мог без труда отказаться от призыва. Первый год вызвал самые яркие перемены и впечатления: за храбрость и мужество Гумилев был отмечен двумя Георгиевскими крестами, а позже получил чин прапорщика. Тогда же появились поэтические тексты, составляющие небольшое наследие военной лирики Гумилева. […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Душа и тело” Произведения, вошедшие в последний прижизненный сборник, подводят итог авторским размышлениям о жизненных и поэтических путях современности. Одним из поводов, побуждающих к глубоким философским размышлениям, становится автобиографическая тема духовной эволюции лирического “я”. Герой “Памяти”, открывающей “Огненный столп”, начинает исследование-самоанализ личности. Стихотворение “Душа и тело”, созданное в 1919 г., моделирует полифоническую картину внутреннего мира “угрюмого и упрямого […]...
- Анализ стихотворения “У меня не живут цветы” Н. С. Гумилева (Сравнительный анализ) Поэзия Гумилева кажется очень сложной для понимания и восприятия. Поэт использует в своих стихах иносказания, часто слова несут в себе скрытый смысл. Отсюда, наверное, загадочность, почти мистика. В ранней поэзии Николая Степановича в избытке присутствуют мифические герои, видения, реаркорнация, наверное, поэтому поэзия Гумилева воспринимается как не социальная, оторванная от жизни. Я не согласен с такими […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Сон” Произведение, написанное в 1917 г., вошло в сборник “К Синей звезде”, изданный после гибели автора. Революционный год застал Гумилева в Париже, где он увлекся Еленой Дюбуше. “Девушка с газельими глазами” отвергла ухаживания поэта и вскоре вышла замуж за состоятельного американца. Одной из основных особенностей стихотворений парижского периода становится тема неразделенной любви к юной лирической героине, […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Дон-Жуан” Образ дона Жуана – испанского распутника – один из самых популярных в мировой литературе. Количество произведений, в которых встречается этот персонаж, – около 150. В частности, к нему обращался Гумилев. Современники по-разному характеризовали поэта, но нередко в их описаниях встречались следующие слова: авантюрист, мечтатель, поклонник опасностей и приключений, романтик. Сам стихотворец считал себя крайне некрасивым […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Ягуар” Яркие образы животных, птиц и фантастических персонажей, имеющих общие черты с представителями земной фауны, стали знаковой особенностью гумилевской поэтики. Произведение 1907 г. выделяется среди анималистической лирики Гумилева: в художественном пространстве этого стихотворения читатель наблюдает перевоплощение лирического субъекта в персонажа, пришедшего из мира животных. Начало “Ягуара” определяет рамки сюжета: герой моделирует ситуацию “странного сна”, типичную для […]...
- Анализ стихотворения Фета “Я тебе ничего не скажу Поздняя лирика Фета Характеризуется образностью и романтичностью, однако имеет одну отличительную особенность – в ней присутствует грусть человека, который, пройдя большой и сложный жизненный путь, переосмысливает ценности. Судьбу поэта сложно назвать счастливой. Являясь сыном дармштадского судьи Иоганна Фета, он родился в России, куда его мать бежала с помещиком Афанасием Шеншиным. Мальчик был усыновлен, однако после […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Он поклялся в строгом храме” Первое знакомство Гумилева с Ахматовой состоялось в Царскосельской гимназии. Ему было семнадцать лет, ей – на три года меньше. Он сразу влюбился. Анна Андреевна взаимностью не ответила. Так началась многолетняя игра в кошки-мышки. Ахматова то приближалась, то вновь отдалялась. Гумилев страдал и даже предпринимал попытки самоубийства. Тем не менее, своего Николай Степанович добился. В 1910 […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Природа” Точная дата создания произведения осталась неизвестной. “Природу” относят к 1918 г. – времени выхода сборника “Фарфоровый павильон”, в который вошло стихотворение. Эта поэтическая книга – особое явление в творчестве Гумилева: она содержит вольные переводы стихотворений китайских авторов, доступные поэту в переложении из французских источников. Языки трех стран и культур, преломленные в художественном мире лирического героя, […]...
- Анализ стихотворения Маяковского “Ничего не понимают” Ранние произведения Владимира Маяковского выдержаны в духе футуризма. Этому направлению поэт оставался верен до конца жизни, хотя и изменил свои взгляды на поэзию, признав, что и до него в русской литературе было много выдающихся людей, достойных того, чтобы войти в историю. Тем не менее, молодой Маяковский не утруждал себя подобными философскими размышлениями, Считая, что при […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Выбор” Произведение 1908 г., вошедшее в сборник “Романтические цветы”, отражает авторский подход к мировоззренческой категории смерти, тема которой выходит за рамки отдельного издания. Картины последних минут жизни гумилевских героев разнообразны, однако в стихотворениях раннего периода смерть чаще всего представляется обманчивой “Белой Невестой”, прекрасной женщиной – “нежной” и “бледной”, ласковой и манящей. Россыпь коротких экспрессивных историй с […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Старый конквистадор” Образ рыцаря-завоевателя символичен для гумилевского творчества: он знаменует суть поэтической доктрины, с которой начинающий автор вступил в литературу. Доблестному воину не страшна смерть, герой призывает “любую” из ее личин, чтобы “биться до конца”. Персонаж, близкий по духу философии Гумилева, надеется выиграть рискованную схватку и добыть загадочную “голубую лилию” – романтическую мечту и любовь. В стихотворении […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Портрет мужчины” До революции Николай Гумилев успел объездить практически весь мир, однако его первое путешествие было связано с Францией. Именно туда вчерашний гимназист отправился в 1906 году, чтобы продолжить обучение в Сорбонне. Эта страна покорила поэта своей праздностью и легкостью в восприятии жизни. Поэтому неудивительно, что Гумилев часто пропускал лекции ради возможности побродить по узким парижским улочкам, […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Смерть” Танатологические мотивы характерны для гумилевской поэтики, однако на протяжении творческого пути трактовка вечной темы претерпевала изменения. В ранней лирике смерть принимает конкретные, хотя и разнообразные облики, и зачастую соотносится с религиозными темами. В стихотворении 1905 г. смерть предстает в двух образах, один из которых относится к прошлому, а другой – к настоящему. Описание первого лика […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “Никто ничего не отнял!…” Первая встреча Цветаевой и Мандельштама состоялась в 1915 году в Коктебеле. Тесно общаться они стали несколько позже – в начале 1916-го, когда поэтесса приехала в Петербург. Жажда проводить время вместе у молодых людей была настолько сильной, что Осип Эмильевич последовал в Первопрестольную вслед за Мариной Ивановной. В течение следующих шести месяцев он регулярно навещал Цветаеву. […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Перстень” Произведение, созданное в 1920 г., объединяет в себе жанровые признаки баллады и русской сказки. Популярный сюжет о потере девушкой кольца, подаренного возлюбленным, составил основу “Перстня”, однако развитие и развязка темы оригинальны и не имеют явной связи с фольклорными источниками. В гумилевском творении присутствуют автобиографические мотивы: в пору юношеской увлеченности Анной Горенко поэт преподнес возлюбленной дорогой […]...
- “Слово” анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение “Слово” Гумилев написал в 1919 г в Петрограде. Оно было напечатано в 1921 в сборнике “Огненный столп”. Название сборника библейское. Такой столп вел по ночам израильский народ через пустыню в землю обетованную. Столп – символ того, что выведет народ Гумилева из тьмы и хаоса, в который погрузилась страна в революцию и гражданскую […]...
- Анализ стихотворения “Тени сизые смесились…” Тютчева “Тени сизые смесились…” (1836). Стихотворение относится к философской лирике Тютчева: оно о душе в сумерках и о душе сумерек. Центральным образом произведения является образ сумрака на исходе реального дня: Тени сизые смесились, Цвет поблекнул, звук уснул – Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул… Краски дня растворяются, само бытие человека становится зыбким. Ощутимо […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Капитаны” Николай Гумилев в душе был романтиком и мечтал о дальних странах. Ему удалось осуществить задуманное и побывать в нескольких научных экспедициях. Но за несколько лет до путешествий он создал небольшой цикл стихов под названием “Капитаны”, в котором явно прослеживаются нотки ностальгии. Начитавшись книг о жизни моряков, молодой поэт готов был сбежать от серой реальности на […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Мужик” Осмысление исторических путей, составляющих будущее России, – многогранная тема, которую поэт развивает в первом послереволюционном сборнике “Костер”. Историзм Гумилева включает в себя мифологическую основу: автор трактует современные ему события в обобщенно-философском плане, представляя их как эпизод борьбы двух начал – гармонического и хаотического. Образ мужика, центральный в поэтическом пространстве стихотворения 1916 г., является олицетворением разрушительных […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Я и вы” Незадолго до революции Николай Гумилев оказался во Франции, где влюбился в Елену дю Буше. Именно этой женщине в 1918 году поэт посвятил стихотворение “Я и вы”, в котором не только раскрывает свои чувства, но и предсказывает собственную гибель. Гумилев понимает, что у них с Еленой нет общего будущего – они слишком разные. Поэтому данное произведение […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Слово” Будучи поэтом, Николай Гумилев отдавал себе отчет в том, какую силу имеет самое обыкновенное слово. Опыт его предшественников показывал, что правильно и вовремя сказанная фраза может вдохновить тысячи людей на бунт или же усмирить кровопролитие. Трепетное отношение к вербальному общению между людьми поэт выразил в своем стихотворении “Слово”, написанном в 1921 году. В прежние времена, […]...
- “Мечты” анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение “Мечты” было написано 21-летним Гумилевым в 1907 г. и опубликовано в иллюстрированном приложении к газете “Русь” № 33 за 1907 г. Стихотворение вошло в сборник “Романтические цветы” (1908). С 1906 г. Гумилев учился в Сорбонне в Париже и много путешествовал по Европе. В 1907 г. Гумилев вернулся в Петербург. Возможно, стихотворение связано […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Мне снилось: мы умерли оба Принято считать, что у Николая Гумилева была единственная муза, и имя ей – Анна Ахматова. Однако на протяжении нескольких лет молодая и своенравная поэтесса отвечала на предложение руки и сердца своему будущему супругу отказом, что заставляло Гумилева совершать безумные поступки. Он несколько раз пытался покончить жизнь самоубийством, убегал от будущей супруги чуть ли не на […]...
- Анализ стихотворения Гумилева Волшебная скрипка Тема поэта и поэзии – одна из вечных, сквозных тем в мировой литературе. Практически каждый поэт в тот или иной период времени выражал собственную точку зрения на проблемы творчества: зачем он творит, что заставляет его писать, откуда берется поэтический талант. И, конечно, такой яркий поэт, Н. С. Гумилев – теоретик акмеизма – не мог не […]...