Анализ стихотворения Фета “Среди звезд”
Произведение “Среди звезд” датировано ноябрем 1876 года. В это время Фет активно работал над первым переводом на русский язык главного труда философа Артура Шопенгауэра “Мир как воля и представление”. Взгляды великого немецкого мыслителя оказали огромное влияние на поэта. Фету импонировала концепция воли к жизни как причины постоянной борьбы всех против всех.
Также он поддерживал взгляд на искусство как “познание существа мира”. В последний период жизни поэту стали особенно близки мизантропия и пессимизм Шопенгаура.
Скорей всего, ключевой причиной мрачного взгляда на мир в последние годы были невыносимые приступы астмы, мучившие поэта.
Лирический герой стихотворения Афанасия Афанасиевича смотрит на ночное небо и ведет диалог с самим собой. В его рамках он обращается к звездам и получает от них ответ. Разговор, смоделированный поэтом, – столкновение двух философских позиций.
Причем в итоге весомее оказывается ответ небесных светил. Звезды не соглашаются,
В его финале выясняется, что люди – рабы судьбы. Впрочем, ситуация не так пессимистична, как может показаться на первый взгляд. Поэт ощущал мир как единое целое.
При таком восприятии человек в его лирике должен быть рабом судьбы, ведь он является частью окружающей природы, живет в ее ритмах, соблюдает ее законы.
Со стихотворением “Среди звезд” связана забавная история. В декабре 1876 года с ним познакомился Лев Николаевич Толстой. Великий прозаик дал произведению высокую оценку, отметив его философски поэтический характер. Кроме того, граф в одном из писем Фету позволил себе шутливое замечание.
Толстой сообщил, что его жена нашла интересное совпадение. Заключалось оно в следующем: на том же листке, на котором написано стихотворение “Среди звезд”, были “излиты чувства скорби”, касающиеся подорожавшего до двенадцати копеек керосина. Лев Николаевич посчитал, что “это побочный, но верный признак поэта”. Данная история отлично характеризует Фета.
В нем будто жили два человека. Один – крепкий хозяйственник, прекрасно управлявшийся с имением. Другой – стихотворец, приверженец “чистого искусства”, считавший, что в лирике можно воплощать только три темы: любовь, природа, назначение поэта и поэзии.
- Анализ стихотворения “Звезда дрожит среди вселенной…” Бунин “Звезда дрожит среди вселенной…”. Бунин отмечает свою особую расположенность к звездам. Поэт сопоставляет своего лирического героя, влюбленного в небо, знатока звезд, со “звездой пылающей”, с сосудом, вмещающим в себя и “земные скорби”;, и “небесные слезы”. Лирический герой пытается понять смысл своего бытия: Звездой пылающей, потиром Земных скорбей, небесных слез Зачем, о Господи, над миром Ты […]...
- Анализ стихотворения Фета “Ночь. Не слышно городского шума…” Множество стихотворений посвятил Фет природе, которую он считал источником божественной красоты. Ее созерцание преподносится как высшее состояние души лирического героя, когда жизнь обретает смысл. В пейзажной лирике Афанасия Афанасиевича природа будто наделяется человеческими эмоциями и чувствами. Она словно оживает, что чаще всего показано через олицетворения. Фет воспринимает природу как часть “я”, пытаясь убрать грань между […]...
- Анализ стихотворения Фета “Долго снились мне вопли рыданий твоих В молодые годы Афанасий Фет пережил бурный роман с Марией Лазич, однако отказался жениться на возлюбленной, приданное которой было весьма скромным. Впоследствии поэт очень сильно сожалеет о столь опрометчивом решении, так как испытать столь сильные чувства ему больше не довелось. Даже супруга поэта, к которой Фет относился с уважением и теплотой, не могла составить конкуренцию […]...
- Анализ стихотворения Фета “На качелях” Самые страстные, искренние и пронзительные стихотворения о любви написаны были Фетом не в юном возрасте и не в период возникновения сильных чувств к какой-либо женщине, а на склоне лет. Причина тому – особая эмоциональная память поэта. Могли пройти годы, прежде чем какое-либо сильное потрясение находило отражение в лирике. При этом кажется, что со временем воспоминания […]...
- Анализ стихотворения Фета “Как здесь свежо под липою густою…” Фету удавалось создавать необыкновенные пейзажные стихотворения, наполненные яркими красками, запахами, звуками. Его картины природы настолько точны, настолько богаты на детали, что кажутся осязаемыми. В небольшой зарисовке “Как здесь свежо под липою густою…” изображен жаркий летний день. В анализируемом тексте перед читателем предстает постепенное расширение пространства. Сначала взгляд поэта сосредоточен на лирическом герое, нашедшем спасение от […]...
- Анализ стихотворения Фета “Щечки рдеют алым жаром…” В лирике Фета главную роль играют три темы – искусство, природа и любовь. Вещи и явления более приземленные Афанасий Афанасиевич считал недостойными для воплощения в поэзии. Поэтому в его стихотворениях не находилось места вопросам политическим и социальным. Для Фета было характерно желание в творчестве максимально отдалиться от жизни реальной, уйти в “светлое царство мечты”. Произведения […]...
- Анализ стихотворения Фета “Чудная картина” Умение в нескольких фразах передать всю красоту окружающей природы является одной из наиболее ярких отличительных особенностей творчества Афанасия Фета. Он вошел в историю русской поэзии как удивительно тонкий лирик и вдумчивый пейзажист, который сумел подобрать простые и точные слова, описывая дождь, ветер, лес или же различные времена года. При этом подобной живостью и точностью отличаются […]...
- Анализ стихотворения Блока “Как тяжело ходить среди людей…” Стихотворение “Как тяжело ходить среди людей…”, написанное в 1910 году, включено в один из важнейших циклов Блока под названием “Страшный мир”. Произведение сопровождается эпиграфом. Он представляет собой последнюю строку фетовского стихотворения ” Когда читала ты мучительные строки…”: “Там человек сгорел”. Слова эти отсылают читателей к трагедии, произошедшей в жизни Афанасия Афанасиевича. Речь идет о ранней […]...
- Анализ стихотворения Анненского “Среди миров” В 1910 году увидел свет первый посмертный сборник Анненского “Кипарисовый ларец”, изданный его сыном. Книга состоит из множества частей. В последний раздел, получивший название “Разметанные листы”, вошло стихотворение “Среди миров”. Иннокентий Федорович написал его в Царском Селе незадолго до смерти – в апреле 1909 года. Устойчивый интерес к произведению сохранялся на протяжении всего двадцатого столетия. […]...
- Анализ стихотворения Фета “Я видел твой млечный, младенческий волос…” Будучи уже пожилым человеком, Фет не прекращал писать о любви. Более того – его поздняя интимная лирика по силе, страсти, искренности выражения чувств ничуть не уступает произведениям молодых талантливых поэтов. При этом никаких романов у Афанасия Афанасиевича в старости не было. Его стихотворения – воспоминания о давно прекратившихся отношениях, воспоминания очень яркие, наполненные мельчайшими деталями. […]...
- Анализ стихотворения Фета “Ф. И. Тютчеву (Мой обожаемый поэт…)” В сегодняшней российской школьной программе по литературе имена Фета и Тютчева зачастую стоят рядом. Поэтов принято изучать в тесной связке, в сравнении. Подход такой не лишен смысла. И Фет, и Тютчев – представители так называемого “чистого искусства”. Преобладающие темы их лирики – природа, любовь и искусство. Оба пытались словами выразить невыразимое, оба поклонялись ночи, оба […]...
- Анализ стихотворения Фета “Я потрясен, когда кругом В последние годы жизни Афанасий Фет все реже и реже обращался к пейзажной лирике. На смену легким и изысканным стихам пришли философские рассуждения о смысле бытия, в которых автор пытался найти ответ на вопрос, зачем же он живет. Действительно, Фет достиг своей заветной цели, вернув себе не только утраченное состояние, но и дворянский титул. Тем […]...
- Анализ стихотворения Фета “Ласточки пропали…” Фет считается единственным великим русским поэтом, который последовательно и убежденно не впускал в свой творческий мир социально-политическую тематику. Конечно, единичные исключения имели место, но они лишь служили подтверждением правилу. Афанасий Афанасиевич – ярый сторонник “чистого искусства” в литературе. На протяжении всего пути у него были три темы, которые он считал возможным воплощать в лирике: любовь, […]...
- Анализ стихотворения Фета “Я тебе ничего не скажу Поздняя лирика Фета Характеризуется образностью и романтичностью, однако имеет одну отличительную особенность – в ней присутствует грусть человека, который, пройдя большой и сложный жизненный путь, переосмысливает ценности. Судьбу поэта сложно назвать счастливой. Являясь сыном дармштадского судьи Иоганна Фета, он родился в России, куда его мать бежала с помещиком Афанасием Шеншиным. Мальчик был усыновлен, однако после […]...
- “Музе” анализ стихотворения Фета Начиная анализ стихотворения А. Фета “Музе”, следует в первую очередь обратить внимание на время его написания. В 1882 году поэту было уже шестьдесят лет, свет увидели несколько сборников его произведений, позади осталась непростая история с возвращением дворянства и фамилии Шеншин. Поэтому стихотворение “Музе” скорее философское, чем лирическое, на первый план выходят размышления автора о своем […]...
- Анализ стихотворения Фета “Из тонких линий идеала Дебютный сборник Фета “Лирический пантеон” увидел свет в 1840 году при активном содействии критика Аполлона Григорьева. Стоит отметить, что молодой поэт пришел в литературу не в самые лучшие ее времена. Тот период в российской истории был отмечен эпохой николаевской реакции, спровоцированной неудачным восстанием декабристов. Прогрессивные умы искали выход их сложившейся неблагоприятной ситуации. Многие поэты и […]...
- Анализ стихотворения Фета “Италия” В 1856 году Афанасий Фет женился на Марии Боткиной, девушки из весьма зажиточной купеческой семьи. В качестве свадебного подарка молодые решили отправиться в заграничное путешествие и побывали во многих европейских странах, которые так мечтал увидеть поэт. Сам Фет в юности учился в Германии, однако об этой стране, которая являлась родиной его предков, у молодого человека […]...
- Анализ стихотворения Фета “Одним толчком согнать ладью живую В последние годы жизни Афанасий Фет пребывал в сильнейшей депрессии, которая оставила отпечаток не только на быте, но и на творчестве поэта. Причина столь удрученного морального состояния отставного штаб-ротмистра кроется в осознании собственных ошибок, исправить которые Фету, увы, было уже не под силу. В молодости поэт отказался жениться на девушке, которую любил, так как отец […]...
- Анализ стихотворения Фета “Музе” Избранническая миссия поэта – один из основных постулатов фетовской мировоззренческой доктрины. Герой, наделенный высоким даром, способен моментально “подняться в жизнь иную”, почувствовать “сладость” в сердечных страданиях, преобразить “чужое” и неизвестное в “родное”. Явление богини-покровительницы, несущей “факел вдохновенный”, свидетельствует об особом статусе земного “певца”. Нежный лик патронессы, ее юная красота и эмоциональность напоминают портрет фетовской героини-возлюбленной, […]...
- Анализ стихотворения Фета “Морская даль во мгле туманной…” “Морская даль во мгле туманной…” (1857) – одно из наиболее выдающихся описаний морского пейзажа в русской лирике девятнадцатого столетия. К морской тематике в творчестве Фет пришел не сразу. Интерес к ней возник в 1840-е годы вместе с повышенным вниманием к античной поэзии. Впечатления, положенные в основу большинства стихотворений о море, получены Афанасием Афанасиевичем во время […]...
- Анализ стихотворения И. Анненского “Среди миров” Поэтика Иннокентия Анненского вобрала в себя и причудливо синтезировала традиции лирики XIX века, прежде всего, А. С. Пушкина и Тютчева, а также русской психологической прозы. “Это наш Чехов в стихах”, – отмечала современная ему критика. Символика поэта неожиданна и ассоциативна, его образы новаторски самобытны. И. Анненский, отвергая ложный романтический пафос и патетику, повысил в правах […]...
- Анализ стихотворения Фета “Майская ночь” Стихотворение “Майская ночь”, созданное Афанасием Фетом в 1870 году, относится к позднему периоду творчества поэта. К этому времени автор решил полностью завязать с литературой, разорвал отношения с журналом “Современник”, в котором проработал без малого 6 лет, и покинул Москву. Поэт поселился в небольшом имении, которое располагалось в Орловской губернии, намереваясь посвятить остаток своей жизни литературным […]...
- Анализ стихотворения Фета “Какое счастие: и ночь, и мы одни!…” Герой фетовской лирики не ищет ускользающую гармонию за далекими горизонтами. Он уверен: прекрасное, “чудное настоящее”, по замечанию Айхенвальда, существует рядом с наблюдателем. Лунное сияние ночи, радостное погожее утро, приятная тень, укрывающая от полуденного зноя, – во всех неброских пейзажных приметах заключен сокровенный смысл и разлиты ощущения блаженства, восхищения, очарования. Космическое чувство погружения в мир необъятной […]...
- Анализ стихотворения Фета “Alter Ego” Внутренний мир Афанасия Фета долгое время был закрыт для окружающих. Даже близкие поэта не догадывались о том, что на заре жизни он переживал настоящую душевную драму, связанную с гибелью любимой женщины. История его взаимоотношений с Марией Лазич действительно трагична: молодые люди расстались из-за того, что Фет мечтал жениться на богатой невесте. Вскоре после того, как […]...
- Анализ стихотворения Фета “Я болен, Офелия, милый мой друг!…” Шекспировский “Гамлет” – одна из самых популярных пьес в истории мирового театра. Многие литераторы обращались к бессмертным образам, выведенным в ней. У Фета есть целый цикл, посвященный возлюбленной принца Датского и получивший название “К Офелии”. В него вошли десять стихотворений, созданных в период с 1842 по 1847. Последнее произведение в серии – “Я болен, Офелия, […]...
- “Учись у них – у дуба, у березы…” анализ стихотворения Фета, сочинение Афанасий Фет написал стихотворение “Учись у них – у дуба, у березы…” в 64 летнем возрасте. Оно тепло было встречено читателями. Шел последний день 1883 года. Зимой поэт жил в Москве и, как всегда, много писал. Вышеназванное лирическое произведение было создано утром и уже отредактировано до начала новогоднего вечера. Один из исследователей творчества Фета определил […]...
- Анализ стихотворения Фета “Когда мечтательно я предан тишине…” Весной 1845 года Фет, служивший тогда в кирасирском полку, познакомился с Марией Козьминичной Лазич. Девушка хорошо знала и высоко ценила его лирику. Кроме того, она обладала музыкальным слухом, прекрасно играла на фортепиано. Афанасий Афанасиевич влюбился в нее. При этом поэт всегда понимал, что вместе им быть не суждено. У Лазич отсутствовало приданое. Фет на тот […]...
- Анализ cтихотворения Блока “Как тяжело ходить среди людей Стихотворение Блока “Как тяжело ходить среди людей…” , написанное 10 мая 1910 года, состоит всего из восьми строк. Стихотворению предпослан эпиграф – строка А. А. Фета, которая возникла из воспоминания о трагедии этого поэта, когда молодая Мария Лазич, возлюбленная Фета, погибла, когда загорелось ее платье. Для Блока в контексте его стихотворения “человек сгорел” – это […]...
- Анализ стихотворения Фета “Когда читала ты мучительные строки Афанасий Фет очень болезненно и мучительно переживал трагическую гибель своей возлюбленной Марии Лазич, которая стала жертвой неосторожного обращения с огнем. Девушка лежала на постели и курила, читая при этом книгу, и не заметила, как тлеющий пепел упал на ее кисейной платье, которое вспыхнуло в одно мгновение. Смерть Марии Лазич, с которой поэт незадолго до этого […]...
- Анализ стихотворения Фета “Напрасно! В 14 лет Афанасий Фет лишился дворянского звания и наследства, из-за чего вынужден был расстаться с мечтами о научной карьере и вскоре ушел на военную службу. В течение многих лет поэт мечтал о том, как вернуть себе законные права на владение родовым имением, и надеялся сделать блестящую карьеру, чтобы стать весьма состоятельным человеком. Эта навязчивая […]...
- Анализ стихотворения А. А. Фета “Шепот, робкое дыханье…” Одна из самых известных миниатюр Фета. Она написана и напечатана в 1850 г. в журнале “Москвитянин” (“Шепот сердца…”). В измененном виде стихотворение появилось в 1956 г. и тотчас покорило сердца читателей. Его двенадцать строк проняты сильным чувством, а экономично подобранные слова рисуют яркие картины. Современники вспоминали, что это произведение очень нравилось Л. Толстому, который сказал […]...
- “Сияла ночь. Луной был полон сад” анализ стихотворения Фета Позднее стихотворение “Сияла ночь” было написано А. Фетом 2 августа 1877 года. Поэт создал его под впечатлением музыкального вечера и посвятил Татьяне Берс (в замужестве Кузминской). Сестра жены Л. Толстого и прототип образа Наташи Ростовой в романе “Война и мир”, Татьяна замечательно пела на этом вечере, и чувства поэта к ней легли в основу стихотворения. […]...
- Анализ стихотворения Фета “Псевдопоэту” Фет – ярчайший представитель “чистого искусства” в русской литературе. На протяжении всего творческого пути он старался оградить свою лирику от социально-политических проблем. В его стихотворениях главенствуют три темы: природа, любовь, назначение поэта и поэзии. Особенно чужда Афанасию Афанасиевичу была тенденция демократической лирики. Некрасовская школа вызывала у него стойкое эстетическое неприятие. В конце жизни Фет писал: […]...
- Анализ стихотворения Фета “Смерти” Исследователи творчества Фета нередко называют его лирику жизнеутверждающей. В том или ином виде мысль эта встречается в высказываниях Бальмонта, Благого, Брюсова. Близкий друг поэта Страхов считал, что чтение его стихотворений “укрепляет и освежает душу”. При этом многие литературоведы подчеркивают противоречивость натуры Афанасия Афанасиевича. По их мнению, посредством поэзии ему удавалось преодолевать трагизм жизни. Мир физический […]...
- “На заре ты ее не буди…” анализ стихотворения Фета Фет является классическим представителем школы позднего романтизма, и это отслеживается в его произведениях – они наполнены грустью, щемящей душу тоской и сожалением. Основные темы его творчества – любовь, искусство и природа, объединенные между собой красотой. Стихотворение “На заре ты ее не буди…” было написано Фетом весьма неслучайно. Не случайно в нем проскальзывает и Тема смерти […]...
- Анализ стихотворения Фета Еще весны душистой нега В стихотворении А. А. Фетом воссоздана картина начала весны. Она еще не вступила в свои права, но поэт видит ее признаки в окружающей его природе. Эту картину помогают создать единоначалия три из пяти строчек первой строфы начинаются со слова “еще” и описывают признаки зимы вокруг поэта. Признаки зимы передаются через использованные автором эпитеты “замороженном пути”, […]...
- “Ласточки пропали…” анализ стихотворения Фета Поэзию Афанасия Афанасьевича Фета можно охарактеризовать словами “улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года” из романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Именно эти метафоры – “ясная улыбка природы” и “утро года” – помогают получить яркое представление об особенностях лирики Фета. Стихотворения этого поэта пробуждают в душе такие чувства, как радость, ощущение того, что счастье […]...
- Анализ стихотворения Фета “Весна на дворе” Тема весны занимает значительное место в творческом наследии Фета. Поэт тонко чувствовал гармонию и красоту пробуждающейся природы, особое внимание уделяя описаниям переходных состояний. В его пейзажной лирике читатель обнаруживает огромное количество небольших и на первый взгляд не слишком значительных подробностей, касающихся жизни окружающего человека мира. Часто состояние природы перекликается с переживаниями лирического героя. Как правило, […]...
- “Майская ночь” анализ стихотворения Фета Позднее стихотворение Афанасия Фета “Майская ночь”, созданное в 1870 году, вошло в сборник стихов “Вечерние огни”. Оно относится к Любовной лирике и посвящено Марии Лазич, трагически погибшей возлюбленной поэта. В молодости поэт не решился связать себя с ней узами брака из-за материальных трудностей, а 25-летняя девушка вскоре после расставания погибла на пожаре. В сборнике целый […]...
- Анализ стихотворения Фета “Еще вчера, на солнце млея…” Фет – приверженец так называемого чистого искусства, в чьем творчестве ярко проявились черты импрессионизма. Его стихотворения – не четкие описания тех или иных явлений, а передача впечатлений, эмоций и чувств, ими порожденных. В лирике Афанасия Афанасиевича царили три темы: любовь, назначение поэта и поэзии, природа. Обо всем остальном он предпочитал посредством рифм не говорить. Фет […]...